Логопедическая работа по формированию правильного звукопро-
Изношения ведется логопедом, однако в ней велика роль семьи ребен-
Ка. С первых встреч с родителями он должен подчеркивать, что ис-
Правление речи требует систематических, порой продолжающихся
В течение длительного периода времени занятий, и что успех коррек-
Ционной работы во многом зависит от родителей. Логопед обучает ро-
дителей несложным артикуляционным упражнениям для подготовки
Речевого аппарата к вызыванию звуков, для их закрепления, которые
Следует проводить дома с ребенком в игровой форме.
Статические упражнения для языка
1. ≪Птенчики≫. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в рото-
Вой полости.
2. ≪Лопаточка≫. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит
На нижней губе.
3. ≪Чашечка≫. Рот широко открыт. Передний и боковой края широ-
Кого языка подняты, но не касаются зубов.
4. ≪Иголочка≫, ≪Стрелочка≫, ≪Жало≫. Рот открыт. Узкий напряжен-
Ный язык выдвинут вперед.
5. ≪Горка≫, ≪Киска сердится≫. Рот открыт. Кончик языка упирается
В нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Основы специальной педагогики и психологии
6. ≪Трубочка≫. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. ≪Грибок≫. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
1. ≪Часики≫, ≪Маятник≫. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыб-
Ку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педа-
Гога к уголкам рта.
2. ≪Змейка≫. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть впе-
Ред и убрать вглубь рта.
3. ≪Качели≫. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу
И подбородку либо к верхним и нижним резцам.
4. ≪Футбол≫, ≪Спрячь конфетку≫. Рот закрыт. Напряженным язы-
Ком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. ≪Почистить зубы≫. Рот закрыт. Круговым движением языка об-
Вести между губами и зубами.
6. ≪Катушка≫. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние рез-
Цы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий
, язык ≪выкатывается≫ вперед и упирается в глубь рта.
7. ≪Лошадка≫. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать мед-
Ленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. ≪Гармошка≫. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая
Язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. ≪Маляр≫. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,
Ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. ≪Вкусное варенье≫. Рот открыт. Широким языком облизать верх-
Нюю губу и убрать язык в глубь рта.
11. ≪Оближем губки≫. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
Затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ
1. ≪Улыбка≫. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. ≪Заборчик≫. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты
В улыбке.
3. ≪Трубочка≫. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
4. ≪Хоботок≫. Вытягивание сомкнутых губ вперед.
5. ≪Бублик≫, ≪Рупор≫. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вы-
Тянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. ≪Заборчик≫ —≪Бублик≫; ≪Улыбка≫ —≪Хоботок≫ —чередование
Положений губ.
Глава 8. Логопедия и логопсихология 203
7. ≪Кролик≫. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает
Верхние резцы.
На подготовительном этапе логопед выбирает из перечисленных
Упражнений только те, которые он считает необходимыми для форми-
Рования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.
В табл. 5 представлены упражнения в соответствии со звуками,
для подготовки произношения или закрепления которых они ис-
Пользуются.
Таблица 5
Упражнения в соответствии со звуками
Упражнения
Птенчики
Лопаточка
Чашечка
Стрелочка
Горка
Трубочка
Грибок
Часики
Змейка
Качели
Футбол
Почисти зубки
Маляр
Автомат
Пулемет
Гармошка
Индюк
Фокус
3,
Р, Р'
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
в,
С, с
X
У,
Ц
X
к,
Ш,ж
X
X
X
и,
Ч,щ
X
X
X
X
X
Л, Л'
X
X
X
Продолжение
Упражнения
Загнать мяч
В ворота
Приклей конфетку
Почисти зубки
Накажи язычок
Кто дальше
Загонит мяч
Бублик
Вкусное варенье
Пароход гудит
Самолет гудит
Лошадка
3,
Р,Р'
X
Основы специальной педагогики и психологии
в,
С, с
X
X
X
У,
Ц
X
X
X
Таблица 5 (продолжение)
к,
Ш,ж
X
X
X
X
X
и,
Ч,щ
X
Л, Л'
X
X
X
X
X
В практике логопедической работы существует несколько вариан-
тов ≪Сказки о Веселом Язычке≫, которая в стихотворной, заниматель-
Ной для детей форме объединяет артикуляционные упражнения и по-
Могает в игровой форме решать задачу тренировки артикуляционного
Аппарата.
Упражнение ≪Сказка≫, разработанное для работы над правильным
произношением звуков ≪Р≫, ≪PV
Рот —домик, губы —двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык).
Упражнение ≪Стрелочка≫
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.