Пывания, прикосновения и др.) формах.
Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:
•сидите справа от него. Правая сторона —это будущее. Когда вы
Находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном на-
правлении —к результатам, которых вы оба ждете;
•занимайте позицию Левелинга —на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он —на полу и вы —на полу);
•следите за своим голосом и организацией речи (логические пау-
зы и ударения, высота, тембр, звучание);
•принимайте ребенка таким, какой он есть;
•будьте с ним ≪здесь и сейчас≫ (думая о своем, вы теряете контакт
с ребенком, а он —интерес к тому, что он делает);
Глава 8. Логопедия и логопсихология 1JQ
•оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздра-
Жаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелатель-
ны, открыты ему и искренни;
•никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на
Голову —это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже
Стрессовое состояние.
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скор-
Ректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые,
Как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверст-
Никами; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкну-
ты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.
В число средств, с помощью которых специалист добивается успе-
ха, входят следующие:
•упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать ми-
Микой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выраже-
Нию лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие
Предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства,
обеспечить необходимую разрядку;
•музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого;
Способствующая развитию умения слушать и слышать, фанта-
Зии, воображения.
Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармо-
Низация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных
Возможностей.
Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив,
Нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своп возмож-
Ности, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооцен-
Ки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это пре-
Дотвратить?
Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и ра-
Боту своего товарища. Если самооценка окажется завышенной,
А оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо
Осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выво-
Дов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать
Уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в даль-
нейшем стресс при неудачном выполнении задания.
Способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения
трансактного анализа) выбирают по ситуации.
Основы специальной педагогики и психологии
Контрольные вопросы
Что является предметом исследования логопедии?
Каковы основные задачи логопедии?
Перечислите методы исследования и воздействия в логопедии.
Охарактеризуйте основные виды речи.
Какие группы нарушений речи выделил М. Е. Хватцев?
Дайте характеристику основных этапов развития речи детей по
А. А. Леонтьеву.
Какие нарушения речи входят в состав клинико-педагогической
Классификации?
Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных
В психолого-педагогической классификации.
Предмет, задачи и методы логопсихологии.
Какова роль психолого-педагогического изучения детей с нару-
Шениями речи в ПМПК?
Основные пути психокоррекционной и профилактической рабо-
Ты с детьми, имеющими речевые нарушения.
Какие элементы психотерапии может использовать в своей рабо-
Те логопед?
Материалы для семинарского занятия
Основные Логопсихология, логопедия, логопат, речь уст-
ПОНЯТИЯ ная, письменная, внешняя, внутренняя; цен-
Тральная и периферическая часть речевого ап-
Парата, дыхательный, речевой, артикуляционный отдел, органические
Нарушения речи, функциональные и структурно-семантические нару-
шения речи, нарушения фонационного оформления речи, алалия,
Афазия, дислексия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия,
Заикание, дисфония, дисграфия, дислексия; нарушения средств обще-
Ния, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразви-