Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать
Комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприят-
Ного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучше-
Ние общего психического состояния ребенка, на формирование у него
Глава 8. Логопедия и логопсихология
Интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на
Организацию правильного речевого воспитания. Эффективность пси-
Холого-педагогической коррекции будет во многом определяться спе-
Циальными занятиями с ребенком.
При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тя-
Желыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу
Комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологи-
Ческих и педагогических методов воздействия.
Приведем пример сложности и разноуровневое™проблем ребенка
С ринолалией.
Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой отте-
Нок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос,
А не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недо-
Статочности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за рас-
Щелин твердого и мягкого неба, недостаточной подвижности мягкого
неба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением
Обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет на-
Правленно выдыхать через рот —задувать свечку, дышать на ладошки,
Петь гласные.
До операции ребенок с расщелиной твердого неба, как правило, но-
Сит обтураторы (пластины, создающие искусственное небо), которые
Меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном
Отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища,
Становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.
Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как
В пооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель ра-
Ботает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по раз-
Витию речевого (ротового) дыхания.
У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов
Закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые
звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих
Случаях отводится медицинской коррекции —удалению аденоидов,
Физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед
И воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот
И дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребен-
ком выполнять дыхательные упражнения:
•дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот
•и другая ноздря должны быть закрыты;
•делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом,
а выдыхать ртом;
•пропевать на мотив песни звук [м].
Основы специальной педагогики и психологии
Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным
Дыханием ребенка, которую проводят также и родители.
В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопе-
Дом и психологом по формированию позитивного самовосприятия,
Эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближай-
Шим социальным окружением по созданию психотерапевтической
Поддерживающей атмосферы.
Элементы психотерапии в работе логопеда
≪Я не могу, у меня ничего не получается≫, —обычно именно эти сло-
Ва слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним.
Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз
Переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка
В высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они
Будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки.
Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему за-
Интересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключает-
Ся к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом заверша-
Ется.
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната,
В которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки,
мебель —должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, ≪дру-
желюбного≫ мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным,
Зажатым.
Один из важнейших элементов психотерапии —поощрение, кото-
Рое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похло-