Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать

Комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприят-

Ного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучше-

Ние общего психического состояния ребенка, на формирование у него

Глава 8. Логопедия и логопсихология

Интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на

Организацию правильного речевого воспитания. Эффективность пси-

Холого-педагогической коррекции будет во многом определяться спе-

Циальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тя-

Желыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу

Комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологи-

Ческих и педагогических методов воздействия.

Приведем пример сложности и разноуровневое™проблем ребенка

С ринолалией.

Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой отте-

Нок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос,

А не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недо-

Статочности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за рас-

Щелин твердого и мягкого неба, недостаточной подвижности мягкого

неба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением

Обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет на-

Правленно выдыхать через рот —задувать свечку, дышать на ладошки,

Петь гласные.

До операции ребенок с расщелиной твердого неба, как правило, но-

Сит обтураторы (пластины, создающие искусственное небо), которые

Меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном

Отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища,

Становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.

Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как

В пооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель ра-

Ботает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по раз-

Витию речевого (ротового) дыхания.

У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов

Закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые

звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих

Случаях отводится медицинской коррекции —удалению аденоидов,

Физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед

И воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот

И дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребен-

ком выполнять дыхательные упражнения:

•дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот

•и другая ноздря должны быть закрыты;

•делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом,

а выдыхать ртом;

•пропевать на мотив песни звук [м].

Основы специальной педагогики и психологии

Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным

Дыханием ребенка, которую проводят также и родители.

В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопе-

Дом и психологом по формированию позитивного самовосприятия,

Эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближай-

Шим социальным окружением по созданию психотерапевтической

Поддерживающей атмосферы.

Элементы психотерапии в работе логопеда

≪Я не могу, у меня ничего не получается≫, —обычно именно эти сло-

Ва слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним.

Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз

Переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка

В высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они

Будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки.

Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему за-

Интересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключает-

Ся к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом заверша-

Ется.

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната,

В которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки,

мебель —должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, ≪дру-

желюбного≫ мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным,

Зажатым.

Один из важнейших элементов психотерапии —поощрение, кото-

Рое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похло-

Наши рекомендации