Теристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возни-
Кающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не
Только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памя-
Ти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отме-
Чается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтвержде-
Ние этому получено при сравнительном исследовании детей с ОНР
И ЗПР младшего школьного возраста, проведенном Т. А. Фотековой
(1993).
Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и де-
Ти с задержкой психического развития, в зарубежной литературе
Относятся к единой группе —детей с трудностями обучения. В то
Же время тщательное обследование состояния различных сторон
Речевого развития и познавательной сферы с учетом клинического
Анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития,
Его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональные спосо-
Бы коррекционных воздействий. Есть основания считать, что во мно-
Гих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов
Не является достаточным условием для преодоления недостатков в
Развитии познавательной функции. Дифференциальной диагности-
Ке речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь до-
полнительные методы, например электроэнцефалографическое ис-
Следование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли,
А у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-за-
Тылочные зоны), а также анализ динамики психического развития
Ребенка.
Сенсорная алалия С. Н. Шаховская (1998) выделила некоторые
И нарушения диагностические показатели для разграниче-
СЛуха ния ребенка с сенсорной алалией (трудности
Понимания обращенной речи) и ребенка с на-
Рушением слуха (трудности различения обращенной речи).
В их числе следующие:
•слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное
Время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ре-
Бенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство
Слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звуча-
ние, то не воспринимает более громкого звучания;
•непостоянство показателей аудиометрического исследования ре-
Бенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособно-
Сти, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов
Основы специальной педагогики и психологии
Возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на
возможностях высшего акустического анализа и синтеза;
•усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослы-
Шащего ребенка. Его голос лишен звучности, он тих, глуховат,
А при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость
и звонкость;
•со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ре-
бенком, страдающим сенсорной алалией;
•ребенок с сенсорной алалией на громкие, затем на сверхгромкие
Звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок вос-
Принимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые
Могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как
бы сам щадит себя, выключаясь из работы;
•слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым ап-
Паратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым
Аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление
звуков становится для него неприятным раздражителем;
•при сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная
Чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружа-
Ющих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана
вода и др.)> что подчеркивает сохранность у них слуха.
Психокоррекционная и профилактическая
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нор-
Мой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих
В ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведе-
Ния материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, исто-
Щаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмыс-
Ления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд
Особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или об-
Щая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, много-
Кратная смена настроения и др.