Ниям речи у названных категории детей или необходимы новые поиски.

Не менее важным и сложным является вопрос о систематизации

Речевых нарушений у умственно отсталых и слабослышащих детей.

Наиболее приемлемой для указанных случаев является клинико-

Педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках,

Максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позво-

Ляющих логопеду квалифицировать дефект речи при разных формах

Аномального развития и осуществить логопедическое воздействие

С опорой на принцип индивидуального подхода. В свою очередь, те

Признаки, которые положены в основание психолого-педагогической

Систематизации, помогут в организации групповых форм логопеди-

Ческой работы при разных формах аномалий, но при общности прояв-

Лений речевого дефекта.

Предмет, задачи и методы АОГОПСИХОАОГИИ

I Логопсихология —это отрасль специальной психологии, которая изу-

Чает психические особенности человека, имеющего речевые наруше-

Ния первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психи-

Ческого развития людей с различными формами речевой патологии.

Основы специальной педагогики и психологии

Задачи ЛОГОПСИХОЛОГИИ:

•изучение специфики психического развития при первичных ре-

чевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;

•изучение особенностей личностного и социального развития у де-

тей с речевой патологией;

•определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эф-

фективных средств воспитания и образования;

•разработка методов дифференциальной диагностики, позволя-

Ющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по

Внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо-

Вой функции, задержки психического развития, сложных недо-

статков развития);

•разработка методов психологической коррекции и профилакти-

Ки речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психо-

Логами (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Р. Е. Левиной, А. Р. Лури-

Ей и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического

Развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических

Процессов.

Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях

Л. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального

развития ребенка, согласно которой ≪дефект какого-нибудь анализа-

Тора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы-

падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений≫.

Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение различ-

Ных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррек-

Ционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третич-

Ных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность

Сенсорных, временных и пространственных представлений; недостат-

Ки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию вни-

Мания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить

Умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Дан-

Ные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков

Коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут

Приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его

Социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности

И одиночества.

Для получения целостной картины структуры нарушения логопси-

Хологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание зако-

Глава 8. Логопедия и логопсихология 1JJ5

Номерностеи развития высших психических функций при патологии

Развития, на общую и специальную психологию, возрастную психоло-

Гию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную

Связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах,

Тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение

Для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педи-

Атрии, невропатологии и др.

Психолого-педагогическое изучение детей

С нарушениями речи в ПМПК



Наши рекомендации