Ниям речи у названных категории детей или необходимы новые поиски.
Не менее важным и сложным является вопрос о систематизации
Речевых нарушений у умственно отсталых и слабослышащих детей.
Наиболее приемлемой для указанных случаев является клинико-
Педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках,
Максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позво-
Ляющих логопеду квалифицировать дефект речи при разных формах
Аномального развития и осуществить логопедическое воздействие
С опорой на принцип индивидуального подхода. В свою очередь, те
Признаки, которые положены в основание психолого-педагогической
Систематизации, помогут в организации групповых форм логопеди-
Ческой работы при разных формах аномалий, но при общности прояв-
Лений речевого дефекта.
Предмет, задачи и методы АОГОПСИХОАОГИИ
I Логопсихология —это отрасль специальной психологии, которая изу-
Чает психические особенности человека, имеющего речевые наруше-
Ния первичного характера.
Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психи-
Ческого развития людей с различными формами речевой патологии.
Основы специальной педагогики и психологии
Задачи ЛОГОПСИХОЛОГИИ:
•изучение специфики психического развития при первичных ре-
чевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;
•изучение особенностей личностного и социального развития у де-
тей с речевой патологией;
•определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эф-
фективных средств воспитания и образования;
•разработка методов дифференциальной диагностики, позволя-
Ющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по
Внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо-
Вой функции, задержки психического развития, сложных недо-
статков развития);
•разработка методов психологической коррекции и профилакти-
Ки речевых нарушений в детском возрасте.
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психо-
Логами (Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Р. Е. Левиной, А. Р. Лури-
Ей и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического
Развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических
Процессов.
Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях
Л. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального
развития ребенка, согласно которой ≪дефект какого-нибудь анализа-
Тора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы-
падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений≫.
Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение различ-
Ных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррек-
Ционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третич-
Ных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность
Сенсорных, временных и пространственных представлений; недостат-
Ки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию вни-
Мания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить
Умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Дан-
Ные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков
Коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут
Приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его
Социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности
И одиночества.
Для получения целостной картины структуры нарушения логопси-
Хологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание зако-
Глава 8. Логопедия и логопсихология 1JJ5
Номерностеи развития высших психических функций при патологии
Развития, на общую и специальную психологию, возрастную психоло-
Гию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную
Связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах,
Тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение
Для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педи-
Атрии, невропатологии и др.
Психолого-педагогическое изучение детей
С нарушениями речи в ПМПК