Низмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап
В развитии науки и новые знания требуют внесения корректив в преж-
Ние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов класси-
Фикации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате
Критического анализа клинической классификации с точки зрения
Применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопе-
Дическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи
С ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с наруше-
Ниями развития речи.
Основы специальной педагогики и психологии
Внимание исследователей было направлено на разработку методов
Логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учеб-
Ной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие про-
Явления дефекта при разных формах аномального развития речи у де-
Тей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения.
Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений:
Не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило стро-
Ить ее на основе лингвистических и психологических критериев, сре-
Ди которых учитываются структурные компоненты речевой системы
(звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функ-
Циональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности
(устной и письменной).
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на 2 груп-
Пы. Первая группа—нарушение средств общения (фонетико-
Фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи —нарушение про-
Цессов формирования произносительной системы родного языка у де-
Тей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов вос-
Приятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи —различные сложные речевые рас-
Стройства, при которых нарушено формирование всех компонентов
Речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития
Речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произноше-
ния, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсут-
Ствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элемента-
Ми фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зави-
симости от степени сформированное™речевых средств у ребенка
Общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
Вторая группа—нарушения в применении средств общения,
Куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение
Коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся
Средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при кото-
Ром заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятель-
Ных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматрива-
Ются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития
Речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные не-
Глава 8. Логопедия и логопсихология 1_83
Сформнрованностью фонематических и морфологических обобщений,
Составляющих один из ведущих признаков. В классификации отража-
Ется последовательная опора на принцип системного подхода, на ос-
Нове которого учитываются два соотношения: соотношение наруше-
Ний в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как
Одного из психических процессов с другими сторонами психики ре-
Бенка, развитие которых тесно связано с речью.
Приведенные классификации отражают современное состояние
Теории логопедии. Между ними нет противоречий —они дополняют
Друг друга. Задача логопедии —совершенствовать систематизацию
Речевых нарушений.
Приведенные классификации разработаны преимущественно по от-
Ношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям,
Когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Од-
Нако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней
Относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями
Зрения и опорно-двигательного аппарата. Важно решить вопрос о том,
Применимы ли разработанные в логопедии классификации к наруше-