Низмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап

В развитии науки и новые знания требуют внесения корректив в преж-

Ние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов класси-

Фикации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате

Критического анализа клинической классификации с точки зрения

Применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопе-

Дическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи

С ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с наруше-

Ниями развития речи.

Основы специальной педагогики и психологии

Внимание исследователей было направлено на разработку методов

Логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учеб-

Ной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие про-

Явления дефекта при разных формах аномального развития речи у де-

Тей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения.

Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений:

Не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило стро-

Ить ее на основе лингвистических и психологических критериев, сре-

Ди которых учитываются структурные компоненты речевой системы

(звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функ-

Циональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности

(устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на 2 груп-

Пы. Первая группа—нарушение средств общения (фонетико-

Фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи —нарушение про-

Цессов формирования произносительной системы родного языка у де-

Тей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов вос-

Приятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи —различные сложные речевые рас-

Стройства, при которых нарушено формирование всех компонентов

Речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития

Речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произноше-

ния, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсут-

Ствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элемента-

Ми фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зави-

симости от степени сформированное™речевых средств у ребенка

Общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа—нарушения в применении средств общения,

Куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение

Коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся

Средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при кото-

Ром заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятель-

Ных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматрива-

Ются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития

Речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные не-

Глава 8. Логопедия и логопсихология 1_83

Сформнрованностью фонематических и морфологических обобщений,

Составляющих один из ведущих признаков. В классификации отража-

Ется последовательная опора на принцип системного подхода, на ос-

Нове которого учитываются два соотношения: соотношение наруше-

Ний в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как

Одного из психических процессов с другими сторонами психики ре-

Бенка, развитие которых тесно связано с речью.

Приведенные классификации отражают современное состояние

Теории логопедии. Между ними нет противоречий —они дополняют

Друг друга. Задача логопедии —совершенствовать систематизацию

Речевых нарушений.

Приведенные классификации разработаны преимущественно по от-

Ношению к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям,

Когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Од-

Нако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней

Относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями

Зрения и опорно-двигательного аппарата. Важно решить вопрос о том,

Применимы ли разработанные в логопедии классификации к наруше-

Наши рекомендации

Число: 2104