Робном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия
Ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены
Операции отбора и программирования на всех этапах порождения и при-
Ема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформи-
Рованной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств
(фонематических, грамматических, лексических) не формируется,
Страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения.
Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление
Речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звуково-
го и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии
В зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы
И какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.
Афазия —полная или частичная утрата речи, обусловленная ло-
Кальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата
Речи.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, ней-
Роинфекцин или опухолей мозга после того, как речь уже была сфор-
Мирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3-х лет, то
Исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же наруше-
Ние произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В от-
Личие от афазии взрослых есть детская, или ранняя, афазия.
III. Нарушения письменной речи. Эти нарушения подразделяются
На две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару-
Шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нару-
Шении рецептивной письменной деятельности —расстройства чтения.
Дислексия —частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затрудне-
Ниях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непра-
Вильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме
И искажении понимания прочитанного.
Дисграфия —частичное специфическое нарушение процесса пись-
Ма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа
Буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогово-
Го состава слова и структуры предложений. В случае несформирован-
Ности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алек-
Сии и аграфии.
Глава 8. Логопедия и логопсихология
Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями
В овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного
Осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти за-
Труднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением
Оптических форм), несформированностью операций звукового анали-
За, нестойкостью произвольного внимания.
Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утра-
Ты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дис-
Графий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых наруше-
Ний, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее
Порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письмен-
Ной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.
Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадила-
Лия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия,
Афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисгра-
Фия (аграфия). В приведенную классификацию включены лишь те
Формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической ли-
Тературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри
Каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.
В связи с этим следует указать, что в ряде случаев виды нарушений,
относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдель-
ное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны,
Артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно
Звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы,
А с другой —фонематические нарушения, обусловленные несформи-
Рованностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящи-
еся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.
Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно
Заметной в современный период развития науки в связи с возросши-
Ми знаниями о речевых (психологических и физиологических) меха-