В 4 года ребенок должен дифференцировать все звуки. У ребенка
Заканчивается формирование правильного произношения. К школь-
Ному возрасту у ребенка формируется контекстная (т. е. отвлеченная),
Обобщенная на наглядной основе речь.
За время обучения в школе происходит сознательное усвоение соб-
Ственной речи и вообще языка. Ведущая роль принадлежит письмен-
Ной речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают граммати-
Ческие правила построения высказываний.
После окончания школы идет процесс саморазвития речи.
Современные классификации
Речевых нарушений
В современной логопедии и логопсихологии используют две основ-
Ные классификации нарушений речи: клинике-педагогическую и пси-
Холого-педагогическую.
Глава 8. Логопедия и логопсихология V77
Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической
Классификации, на основе психолого-лингвистических критериев
Можно подразделить на две большие группы в зависимости от того,
Какой вид речи нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на
два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания,
Которые называют нарушениями произносительной стороны речи,
и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказы-
Вания, которые в логопедии называют системными, или полиморфны-
Ми нарушениями речи.
I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут
быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
1)голосообразования;
2)темпоритмической организации высказывания;
3) интонационно-мелодической организации;
Звукопроизносительной организации.
Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных
Комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следу-
Ющие виды нарушений, для обозначения которых существуют тради-
ционно закрепившиеся термины.
Дисфония (афония) —отсутствие или расстройство фонации
Вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синони-
Мы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения,
Вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афо-
Ния), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония),
Может быть обусловлена органическими или функциональными рас-
Стройствами голосообразующего механизма центральной или пери-
Ферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.
Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия —патологически замедленный темп речи. Синоним:
Брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикулятор-
Ной речевой программы, является центрально обусловленной, может
Быть органической или функциональной.
3. Тахилалия —патологически ускоренный темп речи. Синоним:
Тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной
Речевой программы, является центрально обусловленной, органиче-
Ской или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается тягуче-растянутой, вялой,
Монотонной. При ускоренном темпе —торопливой, стремительной,
Основы специальной педагогики и психологии
Напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.
Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, вы-
Раженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда пато-
Логически ускоренная речь сопровождается необоснованными пауза-
Ми, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн.
Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием —на-
Рушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является
Нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-иитона-
Циональной выразительности.
Заикание —нарушение темпо-ритмической организации речи,
Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties. Является центрально обус-
Ловленным, имеет органическую или функциональную природу, воз-
Никает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.
Дислалия —нарушение звукопроизношения при нормальном
Слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косно-
Язычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические де-
Фекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном
звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормиро-