В 4 года ребенок должен дифференцировать все звуки. У ребенка

Заканчивается формирование правильного произношения. К школь-

Ному возрасту у ребенка формируется контекстная (т. е. отвлеченная),

Обобщенная на наглядной основе речь.

За время обучения в школе происходит сознательное усвоение соб-

Ственной речи и вообще языка. Ведущая роль принадлежит письмен-

Ной речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают граммати-

Ческие правила построения высказываний.

После окончания школы идет процесс саморазвития речи.

Современные классификации

Речевых нарушений

В современной логопедии и логопсихологии используют две основ-

Ные классификации нарушений речи: клинике-педагогическую и пси-

Холого-педагогическую.

Глава 8. Логопедия и логопсихология V77

Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической

Классификации, на основе психолого-лингвистических критериев

Можно подразделить на две большие группы в зависимости от того,

Какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на

два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания,

Которые называют нарушениями произносительной стороны речи,

и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказы-

Вания, которые в логопедии называют системными, или полиморфны-

Ми нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут

быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

1)голосообразования;

2)темпоритмической организации высказывания;

3) интонационно-мелодической организации;

Звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных

Комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следу-

Ющие виды нарушений, для обозначения которых существуют тради-

ционно закрепившиеся термины.

Дисфония (афония) —отсутствие или расстройство фонации

Вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синони-

Мы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения,

Вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афо-

Ния), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония),

Может быть обусловлена органическими или функциональными рас-

Стройствами голосообразующего механизма центральной или пери-

Ферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.

Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия —патологически замедленный темп речи. Синоним:

Брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикулятор-

Ной речевой программы, является центрально обусловленной, может

Быть органической или функциональной.

3. Тахилалия —патологически ускоренный темп речи. Синоним:

Тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной

Речевой программы, является центрально обусловленной, органиче-

Ской или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче-растянутой, вялой,

Монотонной. При ускоренном темпе —торопливой, стремительной,

Основы специальной педагогики и психологии

Напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.

Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, вы-

Раженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда пато-

Логически ускоренная речь сопровождается необоснованными пауза-

Ми, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием —на-

Рушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является

Нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-иитона-

Циональной выразительности.

Заикание —нарушение темпо-ритмической организации речи,

Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties. Является центрально обус-

Ловленным, имеет органическую или функциональную природу, воз-

Никает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Дислалия —нарушение звукопроизношения при нормальном

Слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косно-

Язычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические де-

Фекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном

звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормиро-

Наши рекомендации