С логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией).
Основными принципами логопедии являются:
•системность;
•комплексность;
•принцип развития;
•принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с други-
ми сторонами психического развития ребенка;
•деятельностный подход;
•онтогенетический принцип;
•этиопатогенетический принцип;
•принцип учета симптоматики нарушения и его структуры;
•принцип обходного пути;
•общедидактические принципы (индивидуальный подход, науч-
Ность, доступность и др.).
К методам логопедического исследования относят:
•организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный;
•эмпирические: обсервационные (наблюдение), эксперименталь-
Ные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический
Эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседа,
Основы специальной педагогики и психологии
Интервью), праксиметрические приемы анализа функций, био-
графические;
•количественный и качественный анализ полученных данных. При-
меняется машинная обработка данных с использованием ЭВМ;
•интерпретационные —способы теоретического исследования
связей между изучаемыми явлениями;
•логопедическое воздействие —это педагогический процесс, в кото-
Ром реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания.
Основными формами логопедического воздействия являются обу-
Чение, воспитание, перевоспитание. В ходе логопедического воздей-
Ствия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное
Обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головно-
Го мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и не-
Речевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопе-
Дическом воздействии на людей с афазией.
Метод обучения в педагогике≪—это способ совместной активности
Педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений,
Навыков, на формирование умственных способностей, воспитание
Чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются словесный, наглядный и прак-
Тический методы обучения. Их выбор и использование определяются
характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами
Коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психо-
Логическими особенностями логопатов.
Виды речи и основные причины ее нарушения
Речь является средством общения людей и формой человеческого
Мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностя-
Ми внешней речи является устная и письменная речь. Эгоцентриче-
Ская речь является промежуточным этапом развития речи ребенка
Между внешней и внутренней речи.
Речь не является врожденной способностью человека. Она форми-
Руется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального
Становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга до-
Стигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно раз-
Виты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухо-
Вого и речедвигательного анализаторов.
Глава 8. Логопедия и логопсихология 173
Рис. 9. Строение речевого аппарата: 1 —головной мозг; 2 —носовая полость;
3 —твердое небо; 4 —ротовая полость; 5 —губы; 6 —резцы; 7 —кончик языка;
8 —спинка языка; 9 —корень языка; 10 —надгортанник; 11 —глотка; 12 —гортань;
13 —трахея; 14 —правый бронх; 15 —правое легкое; 16 —диафрагма;
Пищевод; 18 —позвоночник; 19 —спиной мозг; 20 —мягкое небо
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят
От окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечат-
Лений, не создана обстановка, способствующая развитию движений
И речи, задерживается его физическое и психическое развитие.
Основы специальной педагогики и психологии
Рис. 10. Внутренний вид передней части гортани: 1 —щитовидный хрящ,
Перстневидный хрящ, 3 —надгортанник, 4 —разрез подъязычной кости,
Трахея, 6 —морганиев желудочек, 7 —ложная голосовая связка,
Истинная голосовая связка
Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое
Здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических про-
Цессов, а также соматическое состояние ребенка.
Условиями нормального, своевременного и правильного речевого
Развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье,
Нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная пси-
Хическая активность, потребность в речевом общении, полноценное
Речевое окружение.
М. Е. Хватцев выделил следующие причины речевого нарушения:
•органические (поражается центральный или периферический