С логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией).

Основными принципами логопедии являются:

•системность;

•комплексность;

•принцип развития;

•принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с други-

ми сторонами психического развития ребенка;

•деятельностный подход;

•онтогенетический принцип;

•этиопатогенетический принцип;

•принцип учета симптоматики нарушения и его структуры;

•принцип обходного пути;

•общедидактические принципы (индивидуальный подход, науч-

Ность, доступность и др.).

К методам логопедического исследования относят:

•организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный;

•эмпирические: обсервационные (наблюдение), эксперименталь-

Ные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический

Эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседа,

Основы специальной педагогики и психологии

Интервью), праксиметрические приемы анализа функций, био-

графические;

•количественный и качественный анализ полученных данных. При-

меняется машинная обработка данных с использованием ЭВМ;

•интерпретационные —способы теоретического исследования

связей между изучаемыми явлениями;

•логопедическое воздействие —это педагогический процесс, в кото-

Ром реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания.

Основными формами логопедического воздействия являются обу-

Чение, воспитание, перевоспитание. В ходе логопедического воздей-

Ствия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное

Обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головно-

Го мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и не-

Речевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопе-

Дическом воздействии на людей с афазией.

Метод обучения в педагогике≪—это способ совместной активности

Педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений,

Навыков, на формирование умственных способностей, воспитание

Чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются словесный, наглядный и прак-

Тический методы обучения. Их выбор и использование определяются

характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами

Коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психо-

Логическими особенностями логопатов.

Виды речи и основные причины ее нарушения

Речь является средством общения людей и формой человеческого

Мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностя-

Ми внешней речи является устная и письменная речь. Эгоцентриче-

Ская речь является промежуточным этапом развития речи ребенка

Между внешней и внутренней речи.

Речь не является врожденной способностью человека. Она форми-

Руется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального

Становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга до-

Стигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно раз-

Виты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухо-

Вого и речедвигательного анализаторов.

Глава 8. Логопедия и логопсихология 173

Рис. 9. Строение речевого аппарата: 1 —головной мозг; 2 —носовая полость;

3 —твердое небо; 4 —ротовая полость; 5 —губы; 6 —резцы; 7 —кончик языка;

8 —спинка языка; 9 —корень языка; 10 —надгортанник; 11 —глотка; 12 —гортань;

13 —трахея; 14 —правый бронх; 15 —правое легкое; 16 —диафрагма;

Пищевод; 18 —позвоночник; 19 —спиной мозг; 20 —мягкое небо

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят

От окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечат-

Лений, не создана обстановка, способствующая развитию движений

И речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Основы специальной педагогики и психологии

Рис. 10. Внутренний вид передней части гортани: 1 —щитовидный хрящ,

Перстневидный хрящ, 3 —надгортанник, 4 —разрез подъязычной кости,

Трахея, 6 —морганиев желудочек, 7 —ложная голосовая связка,

Истинная голосовая связка

Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое

Здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических про-

Цессов, а также соматическое состояние ребенка.

Условиями нормального, своевременного и правильного речевого

Развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье,

Нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная пси-

Хическая активность, потребность в речевом общении, полноценное

Речевое окружение.

М. Е. Хватцев выделил следующие причины речевого нарушения:

•органические (поражается центральный или периферический

Наши рекомендации