Причины нарушений слуха, а также локализацию их в зависимости от
Поражения центрального или периферического отдела слухового ана-
Лизатора.
Важно показать высокий уровень развития диагностики состояния
Слуховой функции человека, который позволяет определить у ребен-
Ка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни пос-
Ле рождения. Необходимо дать характеристику специальных методов
определения места и степени поражения слуха: тональной, речевой,
Электрокорковой аудиометрии, аудиометрии детского возраста, импе-
Данс-аудиометрии и др., а также обратить внимание на зависимость
Выбора способа исследования слуха ребенка от его возраста, зрелости,
Способности к концентрации внимания, готовности к сотрудничеству,
Самочувствия на момент обследования.
Целесообразно проанализировать основные классификации нару-
Шений слуха в соответствии с критериями, предложенными Р. М. Бос-
Кис, учитывающими своеобразие развития детей с нарушенным слу-
Хом: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития
Речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время воз-
Никновения нарушения слуха. Психолого-педагогическая характери-
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 167
Стика глухих, слабослышащих, позднооглохших детей позволяет вы-
Брать наиболее рациональные корригирующие мероприятия, методи-
Ки их обучения.
Особого внимания требует рассмотрение проблемы обучения сла-
Бослышащих и глухих детей. Необходимо выявить особенности поли-
Сенсорной, коммуникационной систем обучения, билингвистическо-
Го подхода.
В заключение важно осветить вопрос зависимости профессиональ-
ного образования и социальной адаптации лиц с нарушенным слухом
от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения
Слуха, степени развития словесной речи, от влияния ближайшего со-
Циального окружения, а также зависимость социальной адаптации че-
Ловека с нарушенным слухом от его социокультурной идентификации
В условиях субкультуры жестового языка или сообщества слышащих.
Важно раскрыть особенности развития психики детей с нарушени-
ями зрения и показать роль специального образования в формирова-
Нии гармонично развитой личности. Для этого необходимо уяснить
Роль зрения в психофизическом развитии человека, выявить проявле-
Ния его нарушения в двигательной активности, эмоционально-воле-
Вой сфере, социальной коммуникации, интеграции в общество, адап-
Тации к труду. Вместе с тем требуется охарактеризовать врожденные
И приобретенные нарушения зрения, психологические особенности
Зрения, а также классификации по степени и времени наступления
Поражения.
Особого рассмотрения требует вопрос компенсаторной перестрой-
Ки восприятия на основе сохранного зрения, формирования в условиях
Специального обучения адекватных приемов и способов использова-
Ния слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других
Анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психи-
Ческих процессов у слепых. Вслед за этим следует осветить роль ос-
Таточного зрения для развития слабовидящих, их учебной, трудовой
И социальной адаптации.
Необходимо выделить социальные последствия слепоты и слабо-
Видения для ребенка и подчеркнуть роль правильного воспитания и обу-
Чения такого ребенка в семье, специального воспитания и обучения.
Целесообразно представить коррекцгюнно-развивающую направлен-
Ность обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специаль-
Ных (коррекционных) школах 3 и 4 видов как систему компенсации,
Исправления и восстановления нарушенных функций, сглаживания
Недостатков познавательной деятельности, поиска коррекционных
Основы специальной педагогики и психологии
Возможностей в становлении их личности. Характеризуя особенности
Обучения слепых и слабовидящих, важно отметить роль тифлопедаго-
Гики в коррекции и компенсации зрения учащихся, а также системы
Рельефного письма Л. Брайля.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте причины нарушений:
•слуховой функции у детей;
•зрительной функции у детей.
Дайте классификацию нарушений зрения и слуха у детей.
Раскройте особенности развития познавательной и эмоциональ-