Мпапопсия), предназначены специальные оптические системы, изме-
Няющие в необходимых пределах иоле зрения.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной осве-
Щенности, используются светотехнические средства в виде светоза-
Щитных корригирующих линз из цветного стекла пли бесцветного
Стекла с покрытием. Для незрячих разработаны различные по слож-
ности технические устройства и приспособления. Выпускаются ≪го-
ворящие≫ книги, представляющие собой тиражированные на грам-
Пластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные
Устройства для их прослушивания.
Составной частью деятельности школ является организация лечеб-
Но-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной
Работы, которая осуществляется врачами-специалистами (окулистом,
Педиатром, психоневрологом) и средним медицинским персоналом.
Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при
Наличии показаний оказывается поликлиникой, в районе деятельно-
Сти которой находится школа.
При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости
От показаний ведется консультирование учащихся в специализиро-
Ванных клинических центрах. Для получения консультативной помо-
Щи и методического руководства школа закрепляется за соответству-
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 163
ющим специализированным учреждением, оказывающим офтальмо-
Логическую помощь.
Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом меди-
Цинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глаз-
Ных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рационального
И качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработан-
Ных ЦИЭТИНом.
В специальной профориентационной карточке ведется систематиче-
Ская регистрация данных медицинского и психолого-педагогического
Изучения школьников. Значительное число лиц с нарушенным зрением
Трудится на промышленных предприятиях. Для освоения таких про-
Фессий уже в школе у учащихся развивают технические способности,
Конструктивное творческое воображение. В этих целях школьники изу-
Чают черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевают
Рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факульта-
Тивных занятиях. Среди незрячих много рационализаторов и изобрета-
Телей. Достойное место занимают они и в мире науки, искусства, лите-
Ратуры. В их числе замечательные композиторы и музыканты. Многие
получают музыкальное образование и работают по избранной специ-
Альности. Распространена профессия настройщика музыкальных ин-
Струментов. Нарушение зрительной функции не препятствует препо-
Давательской деятельности в высших и средних специальных учебных
Заведениях, общественной деятельности, работе по организации произ-
Водства. Популярна среди незрячих профессия массажиста.
В сельской местности живет и работает значительное число лиц
С нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, работают ле-
соустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Около 30 %
Выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся посту-
Пить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.
Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инва-
Лидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах,
Музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном
Медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.
В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специально-
стям: правоведение, родной язык и литература, история, философия,
Экономика, математика, прикладная математика, народные инстру-
Менты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.
Для всестороннего компенсаторного психического развития детей
С нарушением зрительного и слухового анализаторов на каждом воз-
Растном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также
Основы специальной педагогики и психологии
Специально направленные коррекционные воздействия, которые обес-
Печивают гармоничное развитие познавательной сферы и личности.
Контрольные вопросы
Каковы задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики?
Как соотносятся задачи тифлопедагогики и тифлопсихологии?