Первоначальное трудовое обучение (1-4 классы) направлено на
Привитие любви к труду, ознакомление с элементами технического,
Сельскохозяйственного и обслуживающего труда.
Трудовая подготовка на втором этапе (5-10 классы) осуществляет-
ся на общеобразовательной основе, имеет политехнический характер
И предусматривает активное вовлечение школьников в общественно
Полезный труд.
На третьем этапе (11-12 классы) осуществляется широкопрофиль-
ная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с актив-
Ным вовлечением учащихся в общественно полезный производитель-
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 161
Ный труд. Обучение сочетается с производительным трудом в услови-
Ях школы и на предприятиях.
Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает
В себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового
Воспитания, социально-психологическое адаптирование учащихся,
Формирование активной жизненной позиции.
На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих зна-
Чительное влияние оказывает социально-психологический микрокли-
Мат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характе-
Ризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего
Режима, ограничением их деятельности и активности. Это приучает де-
Тей к пассивности, инертности, зависимости, неверию в свои силы, осоз-
Нанию себя инвалидами. Следствием этого становятся неадекватная
Требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения.
Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстетиче-
Ского воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами
Восприятия окружающей действительности в разной мере способны
К эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и тру-
Довой деятельности.
Большое внимание уделяется физическому воспитанию, которое
Имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоро-
Вья и физического развития слепых и слабовидящих. Для них прово-
Дятся специальные коррекционные занятия по физическому воспита-
Нию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых,
Пространственно-временных компонентов моторных действий, коор-
Динации, точности, ловкости движений.
В программах по физической культуре многие виды упражнений
Имеют специфическую коррекционную направленность, изменены
Нормативы и качественные характеристики выполняемых движений
С учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим
Нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки
И коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.
Для учащихся школ 3 вида выпускается весьма разнообразная
литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные по-
Собия, социально-экономическая, политическая, художественная, на-
учно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебни-
Ки по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами,
Схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются по-
Собия, сочетающие рельефную и цветную печать.
Ь- 22U3
Основы специальной педагогики и психологии
Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обо-
Снование технических устройств и методов помощи людям со зри-
тельной недостаточностью, так и практическое приложение этих
Устройств и методов применительно к условиям деятельности сле-
Пых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных
Функций.
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических
Средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оп-
Тического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценно-
Стью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости,
Контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объек-
Та на сетчатке глаза.
К оптическим средствам коррекции относятся различного рода
Лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, те-
Лескопические, гиперокулярные), монокуляры и бипокуляры, проек-
Ционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти
Средства могут быть использованы для зрительных работ на близком
Или далеком расстоянии.
Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, ге-