Как уже отмечалось ранее, школы для слепых и слабовидящих де-
тей (специальные школы 3 и 4 видов) состоят из 3-х ступеней:
•I ступень —начальная школа;
•II ступень —основная школа или неполная средняя школа;
•III ступень —средняя школа.
Основы специальной педагогики и психологии
Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ре-
Бенка: детство, отрочество, юность.
Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребен-
Ка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, ги-
Гиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и жела-
Ния учиться.
Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразова-
тельной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для про-
должения образования, его полноценного включения в жизнь обще-
Ства.
Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной
подготовки и курса профессионального обучения на основеего диф-
Ференциации.
Программы специальных классов общеобразовательных школ для
Слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, озна-
Комлению с окружающим миром, природоведению соответствуют
аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по
Объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы спе-
циального образования построены с учетом особенностей развития не-
Зрячих и слабовидящих детей.
Программами предусмотрено использование средств коррекции
И компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения
С помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-
Графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабови-
Дящих).
Особенностью программы по русскому (национальному) языку
В начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих
Детей является то, что они предусматривают увеличение продолжи-
Тельности подготовительного периода. Эта работа продолжается и на
Последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.
Программа по математике, также как и программа по русскому язы-
Ку, предусматривает увеличение подготовительного периода. Большое
Внимание уделяется формированию конкретных представлений о ве-
Личине, форме, количестве, пространственном положении предметов
И чертежно-измерительных действий. ,
В программах школ для слабовидящих ≪Ознакомление с окружа-
ющим миром и природоведение≫ увеличено количество предметных
Уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить
Зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окру-
жающей действительности. В тему ≪Организм человека и охрана его
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 159
Рис. 7. Полустрочная накладная сферическая линза
Рис- 8. Измерительные инструменты для слабовидящих
Основы специальной педагогики и психологии
здоровья≫ введен материал об органе зрения и его охране, что способ-
Ствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изу-
Чение специальных приемов и способов ориентирования и выполне-
Ния правил дорожного движения.
При изучении природоведения в школе для слепых особое внима-
Ние уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки
Предметов и объектов живой и неживой приводы при помощи осяза-
Ния, слуха, обоняния, остаточного зрения.
Особенности программ по изобразительному искусству для сле-
Пых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов
И средств изобразительной деятельности.
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидя-
Щих учащихся в основном осуществляется по программам общеобра-
Зовательной массовой школы с учетом специфики их развития.
7.4. Профессиональное образование,
Трудовая деятельность, социальная адаптация
Лиц с нарушениями слуха и зрения
Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учи-
Тывающие специфические и возрастные особенности развития детей
с нарушениями зрения:
•первоначальное трудовое обучение в 1-4 классах;
•трудовая подготовка, осуществляемая па общеобразовательной ос-
нове, имеющей политехническую направленность в 5-10 классах;
•широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профес-
Сиональную с активным вовлечением учащихся в общественно
Полезный производительный труд в 11-12 классах.