Символы, позволяя слепому свободно читать и писать.
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано
В 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей
Учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых,
Существовавших на средства Попечительства о слепых. Для боль-
Шинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно
Высока.
В 1928 году появились первые советские школьные программы для
Слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны
Зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразо-
Вательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца
Х годов открываются и первые школы для слабовидящих. Разви-
Тию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала
Ю. Д. Жаринцева.
Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихолопш свя-
Зано с именами таких ученых, как М. И. Земцова, Б. И. Коваленко,
Н. Б. Коваленко, А. С. Ганджий, Н. Г. Крачковская, Н. В. Серпокрыл,
Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А. И. Кап-
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 153
лап, __________А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова,
Э. М. Стернина, И. С. Моргулис и др.
Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями
Плода в период внутриутробного развития либо является следствием на-
Следственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретен-
Ная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (ме-
Нингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих
заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических
Повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.
Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зри-
Тельного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах
Происходит постепенное ухудшение зрительных функций иод вли-
Янием патологического процесса.
К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят
Некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта.
Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых
Заболеваний и глазных операций. Существуют такие категории детей
С нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишив-
Шиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основы-
Вается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение
Для последующего развития ребенка.
Время наступления зрительного дефекта имеет существенное зна-
Чение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше
Наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психо-
Физические особенности и своеобразие психофизического развития.
Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерно-
Сти, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки ска-
Зывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании со-
Циального опыта.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сфе-
Ры, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности
В игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более
Старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые про-
Блемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.
Развитие высших познавательных процессов (внимание, логиче-
Ское мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормаль-
Но. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и иптеллек-
Основы специальной педагогики и психологии
Туальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслитель-
Ной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени
Потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него
Объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет
Словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично
Сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стира-
Ние зрительных образов.
Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня пси-