У слабослышащих, функциональный характер их речевого недоразви-
Тия, вторичность происхождения отклонений в познавательной де-
Ятельности, особенности приспособления их к частичному наруше-
Нию слухового анализатора —все это не только раскрывает сущность
Особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, спо-
собы и средства их специального образования.
Преодоление нарушения развития требует социального по своей
Природе, целостного воздействия на личность слабослышащих уча-
щихся в специально организованном образовательно-воспитательном
Процессе. Специальным он является в том смысле, что опирается не
Только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные
Возможности. Он требует особых условий, которые позволяют мак-
Симально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления
Последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления
Личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики.
В этом специальном процессе корригируются или заново воссозда-
Ются наиболее важные функции для расширения возможностей ком-
Пенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых
Данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает
своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом
уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного
образовательного стандарта. Соответствие цензовому уровню дости-
Гается при соблюдении особой содержательной и методической на-
Правленности учебного процесса, в основе которого заложен коррек-
Ционно-развивающий принцип обучения.
Ориентация на цензовое образование не означает, что педагогиче-
Ский процесс в школе для слабослышащих может быть лишь частично
изменен по сравнению с процессом обучения в образовательной шко-
Ле общего назначения.
Педагогический процесс отличается иным содержанием, направлен-
Ным па восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении
Основ наук, он специфичен по используемым средствам и методам,
Ориентирующимся на наличие у ребенка возможности компенсации.
Массовая общеобразовательная школа не ставит перед учениками
Такие задачи, как преодоление речевого недоразвития, формирование
Речи. Следовательно, ее методическая система обучения детей языку
Основы специальной педагогики и психологии
Не может быть приспособлена к нуждам специальной школы. Особые
задачи определяют особое содержание всей работы по речевому раз-
Витию слабослышащих.
Педагогический процесс в школе слабослышащих строится таким
образом, чтобы расширить возможности учащихся самостоятельного
Обогащать свою речь вне специального обучения и скорригировать са-
Мостоятельно приобретенный речевой материал.
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться
Полисенсорная основа обучения слабослышащих детей. В связи с этим
В учебный процесс включаются: работа по развитию навыков чтения
С губ, специальные занятия по технике речи, формирующие двигатель-
Ную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акус-
Тических речевых представлений, работа по развитию и использова-
Нию остаточного слуха.
Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноцен-
Ным средством овладения языком, а также средствами развития по-
Знавательной деятельности учащихся.
Значительна роль наглядных средств в связи с тем, что они должны не
Столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскры-
вать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные сред-
Ства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий
Сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобще-
ний (создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима).
Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными
Средствами обучения.
Важным направлением в компенсации нарушений слуха является
Приобщение к труду. Следует учитывать специфику этого направле-
Ния работы: у людей с нарушениями слуха наблюдается замедление
Операций анализа и синтеза, абстрагирования, отсюда —трудности в вы-
Делении и осознании цели. Поэтому для полноценного формирования
Осознания обязательности достижения поставленной цели необходи-