У слабослышащих, функциональный характер их речевого недоразви-

Тия, вторичность происхождения отклонений в познавательной де-

Ятельности, особенности приспособления их к частичному наруше-

Нию слухового анализатора —все это не только раскрывает сущность

Особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, спо-

собы и средства их специального образования.

Преодоление нарушения развития требует социального по своей

Природе, целостного воздействия на личность слабослышащих уча-

щихся в специально организованном образовательно-воспитательном

Процессе. Специальным он является в том смысле, что опирается не

Только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные

Возможности. Он требует особых условий, которые позволяют мак-

Симально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления

Последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления

Личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики.

В этом специальном процессе корригируются или заново воссозда-

Ются наиболее важные функции для расширения возможностей ком-

Пенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых

Данных, так и за счет других сохранных анализаторов.

Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает

своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом

уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного

образовательного стандарта. Соответствие цензовому уровню дости-

Гается при соблюдении особой содержательной и методической на-

Правленности учебного процесса, в основе которого заложен коррек-

Ционно-развивающий принцип обучения.

Ориентация на цензовое образование не означает, что педагогиче-

Ский процесс в школе для слабослышащих может быть лишь частично

изменен по сравнению с процессом обучения в образовательной шко-

Ле общего назначения.

Педагогический процесс отличается иным содержанием, направлен-

Ным па восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении

Основ наук, он специфичен по используемым средствам и методам,

Ориентирующимся на наличие у ребенка возможности компенсации.

Массовая общеобразовательная школа не ставит перед учениками

Такие задачи, как преодоление речевого недоразвития, формирование

Речи. Следовательно, ее методическая система обучения детей языку

Основы специальной педагогики и психологии

Не может быть приспособлена к нуждам специальной школы. Особые

задачи определяют особое содержание всей работы по речевому раз-

Витию слабослышащих.

Педагогический процесс в школе слабослышащих строится таким

образом, чтобы расширить возможности учащихся самостоятельного

Обогащать свою речь вне специального обучения и скорригировать са-

Мостоятельно приобретенный речевой материал.

В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться

Полисенсорная основа обучения слабослышащих детей. В связи с этим

В учебный процесс включаются: работа по развитию навыков чтения

С губ, специальные занятия по технике речи, формирующие двигатель-

Ную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акус-

Тических речевых представлений, работа по развитию и использова-

Нию остаточного слуха.

Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноцен-

Ным средством овладения языком, а также средствами развития по-

Знавательной деятельности учащихся.

Значительна роль наглядных средств в связи с тем, что они должны не

Столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскры-

вать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные сред-

Ства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий

Сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобще-

ний (создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима).

Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными

Средствами обучения.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха является

Приобщение к труду. Следует учитывать специфику этого направле-

Ния работы: у людей с нарушениями слуха наблюдается замедление

Операций анализа и синтеза, абстрагирования, отсюда —трудности в вы-

Делении и осознании цели. Поэтому для полноценного формирования

Осознания обязательности достижения поставленной цели необходи-

Наши рекомендации