Дактики школы слабослышащих —проблему формирования речи и пре-
подавания русского зыка как предмета школьного образования.
Система специального обучения слабослышащих детей прошла по-
Следовательный путь своего развития: от апробации первых специаль-
Ных программ для школ слабослышащих (1951,1951) до создания ос-
новы для подготовки типовых программ для школ слабослышащих
(1962, 1974, 1986) и разработки методических основ их образования.
Особенности психического и речевого
Развития слабослышащих детей
,,.,Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклоне-
Ниями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо
Слышит, т. е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том,
Что этот недрстаток привел к нарушению многих функций и сторон
Психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого
Сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвину-
Лось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактно-
Му. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не
Испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвле-
Ченного мышления, которое имеет место в норме. В таком состоянии
Взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось
Нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых ме-
Ханизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности
И продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи.
Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окру-
Жающих неправильное представление о том, что ребенок может пол-
Ностью понимать речь, а то, что ребенок не понимает смысла сказан-
Ного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.
У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом,
Что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха — 148 Основы специальной педагогики и психологии
Общее нарушение познавательной деятельности —недоразвитие речи).
Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно
Возникает и существует как функциональное на фоне аномального
Развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие
Слабослышащего ребенка. Именно в сфере речевого общения слабо-
Слышащие оказываются в невыгодном положении по отношению к сво-
Им слышащим сверстникам. Затрудненность словесного общения яв-
Ляется одной из причин аномального развития. Бедность речевого
Запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в усло-
Виях нарушенного слухового восприятия, накладывает отпечаток на
Ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, ока-
Зывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка
В процессе их функционирования в речевой деятельности.
При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаружива-
ют следующие нарушения речи:
1) недостатки произношения;
2) ограниченный запас слов;
Недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выра-
Жается не только в неточностях произношения, но и в ошибоч-
ном написании слов;
4) неточное понимание и неправильное употребление слов;
5) недостатки грамматического строя речи:
•неправильное построение предложения;
•неправильное согласование предложения;
6) ограниченное понимание устной речи;
Ограниченное понимание читаемого текста.
К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сформиро-
ванное™речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия
Зачатков речи до относительно сложившейся речи с отдельными лек-
Сико-грамматическими, фонетическими и грамматическими недостат-
Ками. Исследования речи слабослышащих позволили сделать вывод о
Том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как
Недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного
Развития речи, подчиненного особым закономерностям.
Овладение языком в условиях специального обучения предпола-
Гает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей,
Постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного
Отражения окружающей действительности к более обобщенному
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 149
Осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых зна-
Чений.
Отсутствие каких-л ибо органических поражений речевого аппарата