Р. М. Боскис выделила две основные категории детей с недостатка-

Ми слуха: глухие и слабослышащие, К категории глухих детей относятся

Те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в ран-

нем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словес-

Ной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых сни-

жен слух, Но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие дети различаются по способу восприятия

Речи. Первые овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собе-

седника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппа-

Ратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального

обучения. Вторые могут самостоятельно овладевать восприятием на

Слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения

С окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает

В зависимости от тяжести нарушения слуха.

Основы специальной педагогики и психологии

Рис. 5. Русский дактильныи алфавит для глухих

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 145

Рис. 6. Использование жестов при общении с глухонемыми детьми

Основы специальной педагогики и психологии

Отдельную группу в отношении формирования речи и ее воспри-

Ятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к мо-

Менту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформи-

Ровавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха

И разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словес-

Ного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-

Логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную

Школу важной первоочередной задачей является освоение навыков

Зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним

Речи.

На основе педагогической классификации осуществляется Диффе-

ренцированное специальное образование для детей, имеющих разную

Степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого разви-

Тия. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы

Учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состо-

Яние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило,

Учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высо-

Ким уровнем речевого развития и сформированными навыками вос-

Приятия устной речи также целесообразно посещать школу для сла-

Бослышащих.

Сущность аномального развития ребенка с частичным нарушением

Слуха заключается в том, что его первопричина —биологическая (фи-

зический дефект слуха), а последствия —социальные (нарушения об-

Щения, приводящие к атипичности формирования психики), причем

Главные проявления этих последствий носят функциональный харак-

Тер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания,

Восприятий, представлений).

У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное на-

Рушение деятельности одного из самых существенных анализаторов — слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего

ребенка в разных планах. По сравнению с глухим он иначе приспо-

Сабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего

Недостатка, т. е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполно-

Ценного слуха. По сравнению со слышащим у него имеется качествен-

Ное своеобразие использования дефектного слуха как фактора разви-

Тия речи.

В отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике и сурдопсихоло-

Гии в результате исследований различных сторон процесса овладения

Речью и особенностей познавательной сферы детей с частичным на-

Рушением слуха выявлены основные характеристики их развития.

Глава .7, Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 147

Определенные в исследованиях особенности умственного и речевого

Развития, их различия у детей с тотальным и частичным нарушением

Слуха позволили представить научно обоснованную типологию и пе-

Дагогическую классификацию.

Материалы исследований, характеризующие особенности развития

Детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработки

Принципов их специально организованного обучения и воспитания

Вообще и создание методической системы, использование которой

Впервые позволило практически решить центральную проблему ди-

Наши рекомендации