Р. М. Боскис выделила две основные категории детей с недостатка-
Ми слуха: глухие и слабослышащие, К категории глухих детей относятся
Те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в ран-
нем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словес-
Ной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых сни-
жен слух, Но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.
Глухие и слабослышащие дети различаются по способу восприятия
Речи. Первые овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собе-
седника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппа-
Ратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального
обучения. Вторые могут самостоятельно овладевать восприятием на
Слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения
С окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает
В зависимости от тяжести нарушения слуха.
Основы специальной педагогики и психологии
Рис. 5. Русский дактильныи алфавит для глухих
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 145
Рис. 6. Использование жестов при общении с глухонемыми детьми
Основы специальной педагогики и психологии
Отдельную группу в отношении формирования речи и ее воспри-
Ятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к мо-
Менту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформи-
Ровавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха
И разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словес-
Ного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-
Логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную
Школу важной первоочередной задачей является освоение навыков
Зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним
Речи.
На основе педагогической классификации осуществляется Диффе-
ренцированное специальное образование для детей, имеющих разную
Степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого разви-
Тия. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы
Учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состо-
Яние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило,
Учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высо-
Ким уровнем речевого развития и сформированными навыками вос-
Приятия устной речи также целесообразно посещать школу для сла-
Бослышащих.
Сущность аномального развития ребенка с частичным нарушением
Слуха заключается в том, что его первопричина —биологическая (фи-
зический дефект слуха), а последствия —социальные (нарушения об-
Щения, приводящие к атипичности формирования психики), причем
Главные проявления этих последствий носят функциональный харак-
Тер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания,
Восприятий, представлений).
У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное на-
Рушение деятельности одного из самых существенных анализаторов — слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего
ребенка в разных планах. По сравнению с глухим он иначе приспо-
Сабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего
Недостатка, т. е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполно-
Ценного слуха. По сравнению со слышащим у него имеется качествен-
Ное своеобразие использования дефектного слуха как фактора разви-
Тия речи.
В отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике и сурдопсихоло-
Гии в результате исследований различных сторон процесса овладения
Речью и особенностей познавательной сферы детей с частичным на-
Рушением слуха выявлены основные характеристики их развития.
Глава .7, Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 147
Определенные в исследованиях особенности умственного и речевого
Развития, их различия у детей с тотальным и частичным нарушением
Слуха позволили представить научно обоснованную типологию и пе-
Дагогическую классификацию.
Материалы исследований, характеризующие особенности развития
Детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработки
Принципов их специально организованного обучения и воспитания
Вообще и создание методической системы, использование которой
Впервые позволило практически решить центральную проблему ди-