Речи (особенно в понимании и употреблении логико-граммати-

ческих структур);

•своеобразное формирование словообразовательной системы языка;

•позднее овладение способностью осознать речь как особого рода

действительность, отличную от предметной;

•нарушения в формировании монологической речи.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значи-

Тельные трудности при обучении детей чтению и письму. Они допу-

Скают ошибки при последовательном выделении звуков, обнаруживают

Неподготовленность к языковым наблюдениям, не умеют выделить

Предложение из текста. В результате очень часто пишут каждое пред-

Ложение с новой строки, точку ставят только в конце диктанта и т. д.

Большие затруднения испытывают в овладении грамматическими по-

Нятиями и при их дифференцировании (буква —звук, слово —слог,

Слог —слово —предложение). Поэтому без применения специально

Разработанных коррекционных приемов практически невозможно

Обучить этих ребят родному языку и чтению.

Для детей с ЗПР характерна определенная неравномерность де-

Ятельности.

Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют

Предмета, затем следует длительная пауза, после которой правиль-

Но называется еще 2-3 предмета или перечисляются предметы, не отно-

Сящиеся к указанному родовому понятию. Перечень насекомых носил

такой характер: ≪Бабочка, жук, муха... больше не знаю... еще как это...

стри... стрисогузка... еще такие... в лесу видел... не помню≫. Отмечается

также не полностью сформированное умение самостоятельно с помо-

Щью интонации делить речевой поток на предложения. Порой они со-

стоят из 17-23 слов: ≪Потому что сорока... она все узнает и болтает...

у нее вот тут белое... глазки маленькие, черные, а это все... крылья

большие и хвост≫, —так прозвучал ответ на вопрос, как узнать соро-

Ку среди других птиц. Особенности словарного запаса детей с ЗПР

Указывают на необходимость проведения работы по развитию их речи

В единстве с совершенствованием деятельности восприятия, представ-

Ления, мышления.

Все это создает большие трудности в обучении. Тем не менее психо-

Логически грамотная организация коррекционного обучения позволя-

Ет преодолеть отставание в развитии уже к 4 классу.

Основы специальной педагогики и психологии

Психолого-педагогические особенности

Коррекционно-развивающего обучения детей

СЗПР

Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обуче-

Нии, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания,

Компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки,

Адаптации, здоровья и др. —все эти организационные формы свиде-

Тельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физиче-

Ским возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались

С первого года обучения, все остальные формы —в основном на вто-

Рой ступени обучения, начиная с 5 класса.

Делались попытки изменить содержание образования: вводились

новые курсы, разделы типа ≪Как учить учиться≫, ≪Как подготовиться

к контрольной работе≫, сокращались курсы математики, физики, но

Значительного повышения эффективности в приобретении знаний,

Особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обу-

Чении, не происходило.

Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих

В классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удов-

Летворены своим трудом: они не знают психологических особенностей

Детей; медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять

причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы;

Отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные на-

Ходки, как правило, мало внедряются в школьную практику.

Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы

Лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995-х годах

в общеобразовательных школах Москвы компенсирующее обучение

продолжали вести лишь 48 учреждений из 525.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связан-

Ные с новыми приоритетами социального развития общества, также

Имели негативные последствия. В результате объективно положитель-

Ного фактора развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее

Способных школьников в эти учебные заведения. В то же время на-

Наши рекомендации