Речи (особенно в понимании и употреблении логико-граммати-
ческих структур);
•своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
•позднее овладение способностью осознать речь как особого рода
действительность, отличную от предметной;
•нарушения в формировании монологической речи.
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значи-
Тельные трудности при обучении детей чтению и письму. Они допу-
Скают ошибки при последовательном выделении звуков, обнаруживают
Неподготовленность к языковым наблюдениям, не умеют выделить
Предложение из текста. В результате очень часто пишут каждое пред-
Ложение с новой строки, точку ставят только в конце диктанта и т. д.
Большие затруднения испытывают в овладении грамматическими по-
Нятиями и при их дифференцировании (буква —звук, слово —слог,
Слог —слово —предложение). Поэтому без применения специально
Разработанных коррекционных приемов практически невозможно
Обучить этих ребят родному языку и чтению.
Для детей с ЗПР характерна определенная неравномерность де-
Ятельности.
Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют
Предмета, затем следует длительная пауза, после которой правиль-
Но называется еще 2-3 предмета или перечисляются предметы, не отно-
Сящиеся к указанному родовому понятию. Перечень насекомых носил
такой характер: ≪Бабочка, жук, муха... больше не знаю... еще как это...
стри... стрисогузка... еще такие... в лесу видел... не помню≫. Отмечается
также не полностью сформированное умение самостоятельно с помо-
Щью интонации делить речевой поток на предложения. Порой они со-
стоят из 17-23 слов: ≪Потому что сорока... она все узнает и болтает...
у нее вот тут белое... глазки маленькие, черные, а это все... крылья
большие и хвост≫, —так прозвучал ответ на вопрос, как узнать соро-
Ку среди других птиц. Особенности словарного запаса детей с ЗПР
Указывают на необходимость проведения работы по развитию их речи
В единстве с совершенствованием деятельности восприятия, представ-
Ления, мышления.
Все это создает большие трудности в обучении. Тем не менее психо-
Логически грамотная организация коррекционного обучения позволя-
Ет преодолеть отставание в развитии уже к 4 классу.
Основы специальной педагогики и психологии
Психолого-педагогические особенности
Коррекционно-развивающего обучения детей
СЗПР
Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обуче-
Нии, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания,
Компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки,
Адаптации, здоровья и др. —все эти организационные формы свиде-
Тельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физиче-
Ским возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались
С первого года обучения, все остальные формы —в основном на вто-
Рой ступени обучения, начиная с 5 класса.
Делались попытки изменить содержание образования: вводились
новые курсы, разделы типа ≪Как учить учиться≫, ≪Как подготовиться
к контрольной работе≫, сокращались курсы математики, физики, но
Значительного повышения эффективности в приобретении знаний,
Особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обу-
Чении, не происходило.
Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих
В классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удов-
Летворены своим трудом: они не знают психологических особенностей
Детей; медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять
причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы;
Отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные на-
Ходки, как правило, мало внедряются в школьную практику.
Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы
Лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995-х годах
в общеобразовательных школах Москвы компенсирующее обучение
продолжали вести лишь 48 учреждений из 525.
Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связан-
Ные с новыми приоритетами социального развития общества, также
Имели негативные последствия. В результате объективно положитель-
Ного фактора развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее
Способных школьников в эти учебные заведения. В то же время на-