Дети с задержкой психического развития подбирают для запоминания
Те же картинки, что и нормально развивающиеся сверстники. Однако
Последующее воспроизведение слов на основе отобранных ими карти-
Нок вызывает значительные затруднения, часто воспроизводятся совсем
Не те слова, которые были названы экспериментатором. Следовательно,
Основы специальной педагогики и психологии
Дети с задержкой психического развития основные трудности испытыва-
Ют в тех случаях, когда требуется продуктивно использовать интеллекту-
Альный прием. Умственно же отсталые дети не могут как достаточно ло-
Гично подобрать к заданному слову картинку, так и воспроизвести но ней
Слово. В отличие от детей с задержкой психического развития, они испы-
Тывают большие трудности и в применении определенного интеллекту-
Ального приема, и в продуктивности его использования.
О том, что дети с задержкой психического развития с трудом овла-
Девают сложными видами памяти, говорят такие факты: эти ребята,
Независимо от структуры и содержания материала, вплоть до 4 класса
Преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то вре-
Мя как у нормально развивающихся детей в этот период (от 2 к 4
Классу) интенсивно развивается произвольно опосредованное запо-
Минание.
Особенности Для формирования сложных форм мыслитель-
Мышления ной деятельности необходимо полноценное раз-
Витие элементарных, генетически наиболее ран-
Них форм мышления —наглядно-действенного и наглядно-образного.
Недоразвитие этих форм мышления в той или иной мере отрицатель-
Но сказывается на всех последующих этапах умственного развития
Ребенка.
К началу школьного обучения дети с задержкой психического раз-
Вития отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню
сформированное™наглядно-действенного мышления. При складыва-
Нии сложных геометрических узоров по образцу, решении геометри-
Ческих заданий выяснилось, что установление подобия и тождества
Между простыми формами не представляется трудным для детей с за-
Держкой психического развития, однако решение сложных задач (сло-
жить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывает
Существенные затруднения. Успешность решения таких задач зависит
Не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного располо-
Жения.
Дети с задержкой психического развития показывают высокий в срав-
Нении с умственно отсталыми уровень мыслительной деятельности,
Особенно при решении наглядно-действенных и наглядно-образных
Задач. Высокие показатели (практически совпадают с показателями
Нормально развивающихся ребят) наблюдаются при выполнении за-
Даний по наглядному образцу. Некоторые затруднения у этих детей
вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец (сложе-
Ние фигур).
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 125
Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психи-
Ческого развития наиболее ярко проявляются в словесно-логическом
Мышлении, но заметны уже и в наглядно-действенном и наглядно-об-
Разном: отсутствие готовности к решению, недостаточная выражен-
Ность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необ-
Ходимому интеллектуальному усилию, неумение контролировать себя
в ходе выполнения задания, низкий уровень развития основных мыс-
Лительных операций.
Все задания, которые требуют привлечения словесно-логического
Мышления, выполняются этими детьми значительно хуже, чем нор-
мально развивающимися. Наиболее доступны им задания на аналогии
(≪Сахар сладкий, а лимон...≫, ≪Чем похожи мышка и кошка?≫ и др.). Как
Показали исследования психолога Г. Б. Шаумарова, младшие школь-
Ники с задержкой психического развития сравнивают попарно не-
Сколько объектов (вместо сравнения объекта со всеми остальными).
Однако к двенадцати годам многие дети данной категории уже начи-
Нают справляться даже со сложными задачами на аналогии. Таким
Образом, у этих ребят механизмы, обеспечивающие целенаправлен-
Ность мышления при решении задач на аналогии, формируются зна-
Чительно позже, чем у нормально развивающихся.
У детей с задержкой психического развития обнаруживается недо-
Статочный уровень сформированности и основных интеллектуальных