Дети с задержкой психического развития подбирают для запоминания

Те же картинки, что и нормально развивающиеся сверстники. Однако

Последующее воспроизведение слов на основе отобранных ими карти-

Нок вызывает значительные затруднения, часто воспроизводятся совсем

Не те слова, которые были названы экспериментатором. Следовательно,

Основы специальной педагогики и психологии

Дети с задержкой психического развития основные трудности испытыва-

Ют в тех случаях, когда требуется продуктивно использовать интеллекту-

Альный прием. Умственно же отсталые дети не могут как достаточно ло-

Гично подобрать к заданному слову картинку, так и воспроизвести но ней

Слово. В отличие от детей с задержкой психического развития, они испы-

Тывают большие трудности и в применении определенного интеллекту-

Ального приема, и в продуктивности его использования.

О том, что дети с задержкой психического развития с трудом овла-

Девают сложными видами памяти, говорят такие факты: эти ребята,

Независимо от структуры и содержания материала, вплоть до 4 класса

Преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то вре-

Мя как у нормально развивающихся детей в этот период (от 2 к 4

Классу) интенсивно развивается произвольно опосредованное запо-

Минание.

Особенности Для формирования сложных форм мыслитель-

Мышления ной деятельности необходимо полноценное раз-

Витие элементарных, генетически наиболее ран-

Них форм мышления —наглядно-действенного и наглядно-образного.

Недоразвитие этих форм мышления в той или иной мере отрицатель-

Но сказывается на всех последующих этапах умственного развития

Ребенка.

К началу школьного обучения дети с задержкой психического раз-

Вития отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню

сформированное™наглядно-действенного мышления. При складыва-

Нии сложных геометрических узоров по образцу, решении геометри-

Ческих заданий выяснилось, что установление подобия и тождества

Между простыми формами не представляется трудным для детей с за-

Держкой психического развития, однако решение сложных задач (сло-

жить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывает

Существенные затруднения. Успешность решения таких задач зависит

Не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного располо-

Жения.

Дети с задержкой психического развития показывают высокий в срав-

Нении с умственно отсталыми уровень мыслительной деятельности,

Особенно при решении наглядно-действенных и наглядно-образных

Задач. Высокие показатели (практически совпадают с показателями

Нормально развивающихся ребят) наблюдаются при выполнении за-

Даний по наглядному образцу. Некоторые затруднения у этих детей

вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец (сложе-

Ние фигур).

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 125

Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психи-

Ческого развития наиболее ярко проявляются в словесно-логическом

Мышлении, но заметны уже и в наглядно-действенном и наглядно-об-

Разном: отсутствие готовности к решению, недостаточная выражен-

Ность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необ-

Ходимому интеллектуальному усилию, неумение контролировать себя

в ходе выполнения задания, низкий уровень развития основных мыс-

Лительных операций.

Все задания, которые требуют привлечения словесно-логического

Мышления, выполняются этими детьми значительно хуже, чем нор-

мально развивающимися. Наиболее доступны им задания на аналогии

(≪Сахар сладкий, а лимон...≫, ≪Чем похожи мышка и кошка?≫ и др.). Как

Показали исследования психолога Г. Б. Шаумарова, младшие школь-

Ники с задержкой психического развития сравнивают попарно не-

Сколько объектов (вместо сравнения объекта со всеми остальными).

Однако к двенадцати годам многие дети данной категории уже начи-

Нают справляться даже со сложными задачами на аналогии. Таким

Образом, у этих ребят механизмы, обеспечивающие целенаправлен-

Ность мышления при решении задач на аналогии, формируются зна-

Чительно позже, чем у нормально развивающихся.

У детей с задержкой психического развития обнаруживается недо-

Статочный уровень сформированности и основных интеллектуальных

Наши рекомендации