Ний об окружающей действительности: ребенок часто не знает своей
Фамилии, адреса, имени и отчества родителей, времен года и т. д. В от-
Личие от более тяжелых форм олигофрении, при дебильности (у ре-
Бенка 7-8 лет) имеется фразовая речь, доступно понимание относи-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 1Q5
тельно сложных инструкций (например, ≪Возьми со стола эту книгу,
достань из нее открытку и отдай эту открытку мне≫). Эмоции в основ-
Ном адекватны, однако встречается повышенная заторможенность или
Вспыльчивость, упрямство.
В ходе дальнейшего развития детей с дебильностью продолжает
Отмечаться недостаточность абстрактного мышления, низкая кри-
Тичность, трудность приобретения навыков, отсутствие творческих
Возможностей. Личностное развитие при дебильности отличается от
Нормы: сохраняется повышенная внушаемость, инертность, склон-
Ность к устоявшимся житейским стереотипам. При резком изменении
Привычного течения жизни возможно возникновение реактивных со-
Стояний, вплоть до психопатических.
В подростковом возрасте за счет гормональной перестройки орга-
Низма и недостаточности тормозящих механизмов возможно возникно-
Вение гиперсексуальности, нарушение полового влечения. В некоторых
Случаях отмечаются нарушения поведения, стремление к бродяжни-
Честву. Подростки с дебильностью могут быть участниками антисоциаль-
Ных группировок, но никогда не занимают в них лидирующих позиций.
При патопсихологическом обследовании ребенка с дебильностью
(при поступлении в школу либо в младшем школьном возрасте) отме-
Чаются специфические особенности психических процессов. Для них
Доступно опознание простых бытовых предметов по картинкам, вос-
Приятие более сложных сюжетных изображений не всегда адекватно.
Недостаточно развито произвольное внимание, иногда отмечается
Инертность, тугоподвижность психических процессов; иногда —не-
Способность к концентрации внимания, неусидчивость и двигатель-
Ная расторможенность. Работоспособность в целом не нарушена,
Однако отмечаются большая продуктивность при выполнении стерео-
типной, механической работы и реакции пресыщаемое™при необхо-
Димости осмысления заданий.
Часто встречается инертность психических процессов, замедлен-
Ный теми сенсомоторных реакций. Механическое запоминание успеш-
Но либо несколько затруднено. Речь формируется со значительным
Запаздыванием: длительно сохраняются короткие фразы, аграмматизмы,
Нарушения звукопроизношения. Жесты используются редко и мало-
Эффективно. Игра ребенка примитивнее, чем у сверстников, преобла-
Дает предметно-манипулятивный уровень. При сюжетной игре отме-
Чается стереотипность, отсутствие развития сюжета.
Оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты
Деятельности. Испытуемый не способен к усвоению навыка и перено-
Основы специальной педагогики и психологии
су его на аналогичные задания. Отмечается узость ≪зоны ближайшего
развития≫ (Л. С. Выготский).
- Испытуемый безразличен к оценке, поощрению со стороны экспе-
Риментатора. Ребенок не способен критически оценить уровень своих
Достижений и не интересуется мнением взрослого об этом. Самооцен-
Ка у детей с дебильностью в основном завышена. В ходе беседы испы-
Туемые оценивают свой интеллект как самый высокий, у своих това-
Рищей-дебилов —как несколько худший, а у нормального взрослого
(педагога) —как самый низкий.
Уровень достижений при выполнении графических проб ниже воз-
Растной нормы, но (в отличие от детей с имбецильностью) на рисунке
У человека есть голова, конечности, туловище, однако отсутствуют
Шея, уши, одежда, количество пальцев не соответствует норме.
При правильном обучении и воспитании детей с дебильностью
возможна их адаптация к самостоятельной жизни: освоение трудо-
Вых навыков, умение распоряжаться деньгами, обслуживать себя и чле-
Нов своей семьи.
Существует богатый зарубежный опыт по обучению детей с оли-
Гофренией. Однако поскольку он уже довольно широко известен в на-
Шей стране, нам хотелось бы более подробно остановиться на опыте
Обучения и социальной адаптации детей с болезнью Дауна (Англии,
США, Канады). Разработанная программа включает в себя медицин-
Ский, психологический и педагогический аспекты. При этом учитыва-