Логами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступа-
ют в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители
Хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывал-
Ся с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае ува-
Жать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профес-
Сионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.
Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально раз-
Вивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспита-
тель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать
Перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоить-
Ся в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми.
Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруд-
Нений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно
Участвовать в работе класса (группы), не задерживая теми ведения
Урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не
Понятым, так как это может привести к недопониманию учебного ма-
Териала в дальнейшем.
Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при
Обучении умственно отсталого ребенка особенности его познава-
Тельной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для
Усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для
Усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закреп-
Ление проводить на большом количестве тренировочных упражнений,
Многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массо-
вом учреждении требует повседневного участия родителей, так как
Основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребен-
Ку необходима регулярная специализированная помощь олигофрено-
Педагога и психолога, а родителям и учителю —его консультации.
Контрольные вопросы
Дайте определение умственной отсталости.
2. Чем отличаются понятия ≪олигофрения≫ и ≪деменция≫?
Основы специальной педагогики и психологии
Каковы различия в клинической картине между олигофренией
Идеменцией?
Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебиль-
Ностью, имбецильностью и идиотией.
Как соотносятся классификация степеней умственной отстало-
Сти Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения
Пересмотра?
Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым
Лицам в разные периоды его развития.
Какова современная социальная политика в отношении умствен-
Но отсталых лиц?
Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и раз-
Вития умственно отсталых детей.
Каким образом в России оказывается пснхолого-педагогическая
Помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?
В каком состоянии находится зарубежная практика воспитания,
Обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными
Нарушениями?
11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграци-
Онного обучения детей с умственной отсталостью в условиях об-
щеобразовательной школы?
Материалы для семинарского занятия
Основные ПОНЯТИЯ Умственная отсталость, олигофрения, деменция,
Идиотия, имбецильность, дебильность, диффе-
Ренциальная диагностика, олигофренопсихология, олигофренопеда-
Гогика, коррекционно-воспитательная работа.
Методические Главное в этой теме —показать специфику пси-
Указания ДЛЯ хического развития умственно отсталых детей.
ПОДГОТОВКИ При этом нужно иметь в виду определение та-
К семинарскому ких основополагающих понятий, как ≪умствен-
занятию ная отсталость≫, ≪олигофрения≫, ≪деменция≫,
Причины их возникновения, а также характери-
Стику степеней умственной отсталости. Важно уяснить не только со-
Держание понятий, но и сопоставить качественную характеристику сни-
Жения интеллекта (Россия) с количественной (зарубежные страны).
Раскрывая особенности психического развития умственно отста-
Лых дошкольников, важно обратить внимание на роль коррекционно-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта ю з
Го обучения: без специальной педагогической помощи в детском саду
Они оказываются не готовыми к школьному обучению. Этот вопрос
предназначен для самостоятельного изучения, поскольку он достаточ-