Цинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяже-
Лым нарушением интеллектуального развития, обучая также родите-
Лей воспитательной работе.
В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок
С тяжелым нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать
Такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы со-
Циальной защиты. Родители остро нуждаются в психологической и пе-
Дагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье,
Однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи де-
Тям и родителям с первых дней и месяцев жизни ребенка пока нет.
Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недо-
Статочностью и их семьям только начинает реализоваться Министер-
Ством социальной защиты.
Отечественные специалисты (А. В. Бабушкина, Я. Г. Юдилевич,
А. Р. Маллер, Н. В. Погосов, Н. Г. Полосатова, А. А. Еремина, А. А. Ва-
Тажина, Г. В. Цикото и др.) придерживаются мнения о том, что це-
Ленаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллекту-
Альными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства.
При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и орга-
4-
Основы специальной педагогики и психологии
Низании является иной, чем с детьми с легкой степенью интеллекту-
Альной недостаточности.
Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми
Формами умственной отсталости были разработаны отечественными
Специалистами уже в 60-70-е годы XX века. В 1993 году Министер-
Ство социальной защиты наряду с действующей Программой обуче-
Ния глубоко умственно отсталых детей школьного возрасту (1981)
Рекомендовало также Программу обучения и воспитания детей с вы-
Раженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста.
Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психиче-
Ских функций детей, расширение круга представлений и понятий,
Развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навы-
Ков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и кол-
Лективной организованности, физическую закалку организма и мно-
Гое другое.
В России в настоящее время проводится изучение возможности от-
Крытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуальными
нарушениями: в рамках эксперимента Министерством образования
России открыты две школы соответствующего профиля. В программе
Обучения этих школ представлены основные разделы общеобразова-
Тельного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окру-
Жающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность
Обучения позволяет хорошо подготавливать детей к достаточно само-
Стоятельной жизни при условии патронажной поддержки. Развитие
Этого направление в отечественной системе специального образова-
ния задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений
образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педа-
Гогической и социально-педагогической работы с населением, несфор-
Мированности служб социально-педагогической помощи этой катего-
Рии семей.
Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учрежде-
Ниях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособ-
Ление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни
В окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают
Простые виды труда, он становится для них потребностью, средством
Самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелы-
Ми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональ-
ной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная ра-
Бота различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов,
Научных работников, социальных педагогов, работников сферы управ-
ления образованием и социальной защиты.
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 101
Рекомендации педагогам
По осуществлению интеграционного
Обучения детей с умственной отсталостью
в условиях общеобразовательной школы
Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отста-
Лого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его
Судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефекто-