А в старших (5-9) классах —социально-бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются
Индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и заня-
Тия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Важное место в специальных школах придается трудовому обуче-
Нию. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процес-
Се обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На
Протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития
Каждого ученика.
Большое место в специальной (коррекционной) школе 8 вида отво-
Дится воспитательной работе, целью которой является социализация
Воспитанников, а основными задачами —выработка положительных
Качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя,
Нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей
Воспитательной работы в специальной школе является повышение
Регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситу-
Ациях и в процессе разных видов деятельности.
Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ
Вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого
Человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полу-
Ченной профессии, являются законопослушными гражданами своей
Страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные соци-
Альные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники
Специальных школ-интернатов испытывают значительные затрудне-
ния в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши
Основы специальной педагогики и психологии
И девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют
Правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии
Экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами
Обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специ-
Альных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за
Рубежом.
Зарубежная практика воспитания,
Обучения и развития детей с выраженными
Интеллектуальными нарушениями
В каждой стране воспитание и обучение глубоко умственно отста-
Лых осуществляется по-разному: исходя из экономических условий,
Исторических традиций, культурного развития, социальной политики.
Выявление потенциальных возможностей лиц с тяжелыми интел-
Лектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах
мира им предоставлено право на образование, которое защищено ря-
Дом международных правовых документов.
В странах Западной Европы и США детей с выраженными интел-
Лектуальными нарушениями подразделяют на обучаемых —способных
к обучению в массовой общеобразовательной школе с адаптированной
индивидуальной образовательной программой, и тренируемых —та-
Ких, которые способны лишь к некоторому продвижению в специаль-
Но организованном обучающем процессе.
Начиная с 70-х годов XX века, во многих западноевропейских стра-
Нах и США подразделение детей на обучаемых-необучаемых, в отли-
Чие от нашей страны, было упразднено.
Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мнению
Зарубежных специалистов, необходимо с первых дней пребывания
В школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины
И структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать про-
Стейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, вы-
Полнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками
Самообслуживания). Через специально организованные центры обу-
Чения родителей, дошкольные группы в детских садах ведется подго-
Товка детей с глубокой умственной отсталостью к включению в школь-
Ное обучение.
Сложившаяся на Западе система обучения и воспитания детей с глу-
Бокими интеллектуальными нарушениями предоставляет родителям
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 97
или попечителям детей широкий выбор вариантов обучения ребенка
как в государственной системе образования, так и в негосударствен-
ных образовательных учреждениях. Однако системы и стандартиза-
ции в этой области образования нет.
Наиболее важным из последних достижений в области образования
Детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является раз-