Дебильность —незначительная степень умственной отсталости.

Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих ум-

ственной отсталостью (70-80 %).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверст-

Ников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более

Поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети не-

Ловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окру-

Жающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрос-

Лых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе

И социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный сло-

Варь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное

связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше

По объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием,

Инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте

Им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хо-

рошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих

Детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятель-

Ность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них

Преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот,

Бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются пред-

Метно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процес-

Суальная игра —многократное повторение одних и тех же действий.

Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями

и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального кор-

Рекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками за-

Труднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он ста-

Новится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более

Младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стой-

Кие трудности в усвоении программного материала на занятиях по

Формированию элементарных математических представлений, разви-

Тию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ре-

Бенок не получил в детском саду специальной педагогической помо-

Щи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитыва-

Ются в условиях массового детского сада, так как их отставание неяр-

ко выражено. Но, попадая в массовую общеобразовательную школу,

Они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении та-

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 89

Ких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто

Остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают

Программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить

Причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую

Помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое

Обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет реко-

Мендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения

Знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности,

Дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможно-

Сти для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они

Способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентирова-

Ны на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера

Более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудо-

Вую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждают-

Ся в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают

Особенности их психического развития. Для этого существуют специ-

Альные детские сады, специальные группы в обычных детских садах,

где созданы особые образовательные условия для их развития. Воз-

Можно включение двух-трех детей с незначительной степенью ум-

Ственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверст-

Ников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью

Поступают в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где обуче-

Ние ведется по специальным программам. В небольших городах от-

Крыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при

Массовых школах. Однако возможности профессиональной подготов-

Наши рекомендации