Дебильность —незначительная степень умственной отсталости.
Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих ум-
ственной отсталостью (70-80 %).
Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверст-
Ников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более
Поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети не-
Ловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окру-
Жающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрос-
Лых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе
И социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный сло-
Варь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное
связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше
По объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием,
Инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте
Им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хо-
рошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих
Детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятель-
Ность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них
Преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот,
Бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются пред-
Метно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процес-
Суальная игра —многократное повторение одних и тех же действий.
Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями
и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального кор-
Рекционного обучения не формируется.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками за-
Труднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он ста-
Новится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более
Младшими детьми.
Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стой-
Кие трудности в усвоении программного материала на занятиях по
Формированию элементарных математических представлений, разви-
Тию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ре-
Бенок не получил в детском саду специальной педагогической помо-
Щи, он оказывается не готовым к школьному обучению.
Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитыва-
Ются в условиях массового детского сада, так как их отставание неяр-
ко выражено. Но, попадая в массовую общеобразовательную школу,
Они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении та-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 89
Ких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто
Остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают
Программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить
Причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую
Помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое
Обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет реко-
Мендовано обучение в другом типе школы.
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения
Знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности,
Дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможно-
Сти для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они
Способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентирова-
Ны на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера
Более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудо-
Вую деятельность.
Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждают-
Ся в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают
Особенности их психического развития. Для этого существуют специ-
Альные детские сады, специальные группы в обычных детских садах,
где созданы особые образовательные условия для их развития. Воз-
Можно включение двух-трех детей с незначительной степенью ум-
Ственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверст-
Ников.
С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью
Поступают в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где обуче-
Ние ведется по специальным программам. В небольших городах от-
Крыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при
Массовых школах. Однако возможности профессиональной подготов-