Клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуаль-
Ные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрес-
Сирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умствен-
Ной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.
Олигофрения —стойкое недоразвитие сложных форм познаватель-
Ной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной
Нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненно-
Го процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция —это
Нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопро-
Вождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения
Может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомны-
Ми аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных
Этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной
Системы при родовом и раннем постнатальном периоде.
М. С. Певзнер, К. С. Лебединская утверждают, что ≪олигофрения — это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс,
При котором нарушение развития в целом зависит от значения, зани-
Маемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом
Развитии ребенка, и от того, на каком этапе онтогенеза наступает на-
рушение≫.
При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики,
Проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком
Своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осу-
Ществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную
Часть умственно отсталых.
Меньшая по численности группа —лица, у которых умственная от-
Сталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга,
Различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефали-
та) произошел распад уже сформировавшихся психических функций.
Эти состояния называют деменцией.
Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например,
У ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фра-
Зовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере ин-
Тереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны.
Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга мо-
Жет наблюдаться большая или меньшая сохранность других его от-
Делов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие наруше-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 87
Ния внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления,
Речи.
Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость
Сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофрени-
Ей, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний проис-
ходит распад психических образований, умственная отсталость усу-
Губляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические
Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности
В целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессиро-
Вание заболевания.
Классификации умственной отсталости
Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века разработал
Классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллек-
Туальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь
в узком профессиональном кругу специалистов (например, медика-
Ми). В широкой социальной и педагогической практике используется
обобщающее определение ≪труднообучаемые≫.
Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здра-
Воохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает че-
Тыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тя-
Желую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.
Сопоставление качественной характеристики снижения интеллек-
Та (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны)
дает следующие соотношения (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики снижения интеллекта
Коэффицент
Интеллекта
И выше
50-70
35-49
25-39
И ниже
Международная
Система
Норма
Незначительная умственная
Отсталость, затруднение в обучении
Умеренная умственная отсталость,
Трудности в обучении
Тяжелая умственная отсталость,
Значительные трудности в обучении
Глубокая умственная отсталость
Российская
Система
Норма
Дебильность
Имбецильность
Идиотия
— 88 Основы специальной педагогики и психологии