Клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуаль-

Ные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрес-

Сирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умствен-

Ной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения —стойкое недоразвитие сложных форм познаватель-

Ной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной

Нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненно-

Го процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция —это

Нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопро-

Вождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения

Может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомны-

Ми аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных

Этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной

Системы при родовом и раннем постнатальном периоде.

М. С. Певзнер, К. С. Лебединская утверждают, что ≪олигофрения — это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс,

При котором нарушение развития в целом зависит от значения, зани-

Маемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом

Развитии ребенка, и от того, на каком этапе онтогенеза наступает на-

рушение≫.

При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики,

Проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком

Своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осу-

Ществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную

Часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа —лица, у которых умственная от-

Сталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга,

Различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефали-

та) произошел распад уже сформировавшихся психических функций.

Эти состояния называют деменцией.

Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например,

У ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фра-

Зовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере ин-

Тереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны.

Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга мо-

Жет наблюдаться большая или меньшая сохранность других его от-

Делов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие наруше-

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 87

Ния внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления,

Речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость

Сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофрени-

Ей, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний проис-

ходит распад психических образований, умственная отсталость усу-

Губляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические

Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности

В целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессиро-

Вание заболевания.

Классификации умственной отсталости

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века разработал

Классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллек-

Туальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь

в узком профессиональном кругу специалистов (например, медика-

Ми). В широкой социальной и педагогической практике используется

обобщающее определение ≪труднообучаемые≫.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здра-

Воохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает че-

Тыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тя-

Желую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллек-

Та (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны)

дает следующие соотношения (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики снижения интеллекта

Коэффицент

Интеллекта

И выше

50-70

35-49

25-39

И ниже

Международная

Система

Норма

Незначительная умственная

Отсталость, затруднение в обучении

Умеренная умственная отсталость,

Трудности в обучении

Тяжелая умственная отсталость,

Значительные трудности в обучении

Глубокая умственная отсталость

Российская

Система

Норма

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

— 88 Основы специальной педагогики и психологии

Наши рекомендации