Бы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,
Солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то
Схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее
Предмет, не обладающий общими для первых двух предметов призна-
Ками.
Задача педагога —стимулировать детей к поиску как можно больше-
го числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на
поверхности решений (исключить слово ≪собака≫, так как и помидор,
И солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свой-
Ства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способ-
Ность классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. пред-
метов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по
Основы специальной педагогики и психологии
Различным существенным признакам, и систематизировать их по
Группам на основании того, какой сводный признак их объединяет (на-
пример, вертолет, птица, бабочка —все они летают; вертолет, автобус,
поезд —это транспортные средства).
Игра 5. Поиск ≪противоположных≫ предметов
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно
Больше свойств и использовать их для поиска предметов с противо-
Положными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выде-
Ляя в них общее и различное.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, ≪противо-
положных≫ указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на
Различные свойства этого предмета и систематизируя его противопо-
ложности по группам (например, дом —сарай, противоположны по
Размеру и степени комфорта; дом —поле, противоположны по каче-
Ственным характеристикам пространства: закрытого в первом случае
И открытого —в другом; и т. д.).
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между
Различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать пред-
Меты с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных призна-
Ков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих
Заданными признаками и с этой точки зрения похожих на 2-3 названных
педагогом предмета. Например: ≪Назовите предметы, которые выполня-
ют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и от-
крывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)≫.
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель. Формировать способность устанавливать связи между пред-
Метами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; нахо-
Дить предметы, имеющие общие признаки одновременно с нескольки-
Ми предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и ав-
Томобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным
Мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую
связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю,
Как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль); че-
Ловек (он может копать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.
Глава 4, Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 79
Допускается использование 2-3 соединительных звеньев (лопата — тачка —прицеп —автомобиль). В данном случае особое внимание
Обращается на обоснование детьми связи между соседними звенья-
Ми цепочки.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный про-
Цесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситу-
Ации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные воз-
Можности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов
использования хорошо известного детям предмета, например книги.
Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские спосо-
Бы использования предмета (игра может послужить основой для бесе-
Ды о нравственных критериях поведения).
Игра 9. Формулирование определений
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фик-
Сировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных,
А также способность одним мысленным взором охватывать разновид-