Правило, это дети с нарушениями слуха и фонематического воспри-
Ятия, с нарушениями зрения и оптико-пространственных представле-
Ний, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой
Психофизического развития, дети, ослабленные соматически или не-
Рвно-психически.
Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития,
Индивидуализированная работа с ним по специально подобранным
Пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздей-
ствия способствуют максимальной подготовке детей к последующему
Школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная
Коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоци-
Онально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением допол-
Нительных занятий коррекционной направленности.
Контрольные вопросы
1. Какие учреждения специального назначения вы знаете?
Назовите особенности обучения и воспитания в ДОУ.
Перечислите особенности психического развития детей дошколь-
Ного возраста с нарушениями в развитии.
Какие методолого-методические принципы должны быть ис-
Пользованы при комплексном коррекционном воздействии на
Детей с отклонениями в развитии?
Какие недостатки в развитии отмечаются у детей с нарушением
Зрения?
Основы специальной педагогики и психологии
Литература
Белякова И. В., Петрова В. Г. Дети с отклонениями в развитии.
Кто они? - М., 1997.
Воспитание слабослышащего ребенка в семье / Под ред. В. П. Ер-
Макова, А. А. Щегловой. —М., 1986.
ГоловчицЛ. А. Дошкольная сурдопедагогика. —М., 2001.
Диагностика и коррекция психологического развития дошкольни-
Ка / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. —Минск, 1997.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Нос-
Ковой. —М., 1993.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребен-
ка. - М., 1986. • 7. Кариес М. Б., Ли Р. К. Привлечение родителей к обучению ано-
Мальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ.
Ред. В. Я. Пилиповского. —М., 1992.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие для ву-
Зов / Под ред. Е. А. Стребелевой. —М., 2001.
Материалы для семинарского занятия
На семинарском занятии предлагается разобрать вопросы по дан-
ной теме, а также познакомить студентов с некоторыми играми, при
Помощи которых можно корректировать некоторые психические про-
Цессы у детей дошкольного возраста с аномалиями в развитии.
Игры Игра 1. Составление предложений
С дошкольниками Цель. Развивать способность быстро устанав-
ДЛЯ развития ливать разнообразные, иногда неожиданные свя-
МЫСЛИТельноЙ зи между знакомыми предметами; создавать
Деятельности новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можно боль-
Ше предложений, обязательно цспользовав названные педагогом три
слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, каран-
Даш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут ис-
Пользоваться и другие слова.
Ответы могут быть:
•стандартными (≪Медведь утопил в озере карандаш≫);
•сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя
словами, и с введением новых объектов (≪Мальчик взял каран-
даш и нарисовал медведя, купающегося в озере≫);
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 77
•творческими, включающими эти предметы в нестандартные
связи (≪Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, кото-
рое ревело, как медведь≫).
Игра 2. Поиск
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале
Несколько общих моментов; дать представление о степени существен-
Ности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков
двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными (≪Это вещи, сделанные челове-
ком≫; ≪Они имеют глубину≫) и необычными, позволяющими увидеть
Знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список об-
Щих признаков длиннее.
Задача педагога —распределить все ответы по степени существен-
Ности вскрываемых в них связен между предметами, для того чтобы
Дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные при-
Знаки.
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи
Между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать
в ≪поле мышления≫ сразу несколько предметов и сравнивать их меж-
Ду собой. Формировать установку на то, что возможны разные спосо-