Слабослышащий к таким тихим звукам относится безразлично

Не реагирует на них, а ребенок с сенсорной алалией испытывает

При этом неприятные ощущения. Кстати, это лишний раз под-

Черкивает сохранность слуха у детей с алалией. Голос слабо-

Слышащего лишен звучности, полетности, он тиховат, глуховат,

У ребенка же с сенсорной алалией голос громкий, звонкий, нор-

мальный;

Со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ре-

Бенком, страдающим сенсорной алалией.

Дифференциация слабослышащих и детей с сенсорной алалией за-

Труднена, но необходима, ибо в зависимости от характера нарушений

По-разному строится коррекционно-воспитательное воздействие.

Формы коррекционно-педагогической работы

С детьми дошкольного возраста

Работа , Каждый этап развития проблемного ребенка

С родителями и форма имеющегося у него нарушения дикту-

•'• ют специфику работы семьи с ребенком.

Основы специальной педагогики и психологии

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учрежде-

Ния и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья

Детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их пове-

Дения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечи-

Вает наиболее благоприятные условия для полноценного развития

Детей.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при

Сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и ро-

дители должны быть едины в целевых установках, в требованиях,

Должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенно-

Стях ребенка, опираться на положительные качества его личности, за-

Креплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей —основа успешного обуче-

Ния и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия —путь комплекс-

Ного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, осо-

Бенностей поведения, вызванных ими затруднений.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются

В лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии.

Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия вос-

Питания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровитель-

Ных и обучающих мероприятий.

В системе комплексных мер большое значение имеет правильное

Отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам,

нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие

внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют об-

Щее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его

Социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее

Коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффек-

Тивность работы.

Внесемейное Важной проблемой коррекционной педагогики

Воспитание является изучение детей, воспитывающихся

Вне семей, в домах ребенка и в детских домах.

У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отстава-

Ние в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются

Сниженной психической активностью, недостаточностью мотивации

К речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оцен-

Ке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативистичны,

У них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отлича-

ет отсутствие навыков активной самостоятельности.

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 75

Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно

Отметить сложное сочетание биологических и социальных причин,

Обусловливающих недоразвитие речи и мышления. Коррекционно-

Воспитательная работа в дошкольных детских домах —важный аспект

Дошкольной дефектологии.

Обще- В силу ряда причин (несвоевременное выявле-

образовательные ние имеющегося у ребенка нарушения, недо-

учреждения статочное внимание родителей и воспитателей

К имеющимся у детей трудностям, отсутствие

специального учреждения или мест в нем и др.) в массовом детском

Саду общего типа зачастую оказывается значительное число детей с не-

Резко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми, непра-

Вильно диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной,

Сенсорной или интеллектуальной сферы, дети с дефектами речи, с эмо-

Циональными нарушениями, с расстройствами поведения и др. Как

Наши рекомендации