Слабослышащий к таким тихим звукам относится безразлично
Не реагирует на них, а ребенок с сенсорной алалией испытывает
При этом неприятные ощущения. Кстати, это лишний раз под-
Черкивает сохранность слуха у детей с алалией. Голос слабо-
Слышащего лишен звучности, полетности, он тиховат, глуховат,
У ребенка же с сенсорной алалией голос громкий, звонкий, нор-
мальный;
Со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ре-
Бенком, страдающим сенсорной алалией.
Дифференциация слабослышащих и детей с сенсорной алалией за-
Труднена, но необходима, ибо в зависимости от характера нарушений
По-разному строится коррекционно-воспитательное воздействие.
Формы коррекционно-педагогической работы
С детьми дошкольного возраста
Работа , Каждый этап развития проблемного ребенка
С родителями и форма имеющегося у него нарушения дикту-
•'• ют специфику работы семьи с ребенком.
Основы специальной педагогики и психологии
Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учрежде-
Ния и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья
Детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их пове-
Дения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечи-
Вает наиболее благоприятные условия для полноценного развития
Детей.
Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при
Сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и ро-
дители должны быть едины в целевых установках, в требованиях,
Должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенно-
Стях ребенка, опираться на положительные качества его личности, за-
Креплять малейший позитивный успех ребенка.
Сотрудничество педагогов и родителей —основа успешного обуче-
Ния и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия —путь комплекс-
Ного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, осо-
Бенностей поведения, вызванных ими затруднений.
В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются
В лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии.
Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия вос-
Питания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровитель-
Ных и обучающих мероприятий.
В системе комплексных мер большое значение имеет правильное
Отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам,
нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие
внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют об-
Щее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его
Социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее
Коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффек-
Тивность работы.
Внесемейное Важной проблемой коррекционной педагогики
Воспитание является изучение детей, воспитывающихся
Вне семей, в домах ребенка и в детских домах.
У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отстава-
Ние в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются
Сниженной психической активностью, недостаточностью мотивации
К речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оцен-
Ке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативистичны,
У них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отлича-
ет отсутствие навыков активной самостоятельности.
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 75
Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно
Отметить сложное сочетание биологических и социальных причин,
Обусловливающих недоразвитие речи и мышления. Коррекционно-
Воспитательная работа в дошкольных детских домах —важный аспект
Дошкольной дефектологии.
Обще- В силу ряда причин (несвоевременное выявле-
образовательные ние имеющегося у ребенка нарушения, недо-
учреждения статочное внимание родителей и воспитателей
К имеющимся у детей трудностям, отсутствие
специального учреждения или мест в нем и др.) в массовом детском
Саду общего типа зачастую оказывается значительное число детей с не-
Резко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми, непра-
Вильно диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной,
Сенсорной или интеллектуальной сферы, дети с дефектами речи, с эмо-
Циональными нарушениями, с расстройствами поведения и др. Как