Часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройства-
Ми, которые формируются как вторичные отклонения из-за первич-
Ного дефекта и социальной депривации, возникающей из-за раннего
Госпитализма (длительного пребывания маленького ребенка в лечеб-
ном учреждении), неадекватных условий воспитания ребенка в семье.
Поведенческие и эмоциональные нарушения детей с такими дефектами
Могут быть обусловлены и наличием органического поражения цен-
Тральной нервной системы.
Основы специальной педагогики и психологии
У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) отме-
Чается ограниченность знаний и представлений об окружающем мире,
Недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соот-
Несенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных
Навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-простран-
Ственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомля-
Емость и истошаемость.
Состояние психических процессов детей с нарушениями зрения за-
Висит от микросоциальной среды, от стимулирования общей и рече-
Вой активности ребенка и от ряда других факторов.
При сенсорной алалии основным симптомом является нарушение
В той или иной степени понимания обращенной речи: в одних случаях
Ребенок совсем не понимает речь, в других случаях прислушивается
К звучанию речи, понимает отдельные слова, а в более легких случаях
Понимает простую обращенную речь, но у него недостаточно сформи-
Ровано фонематическое восприятие, нет тонких акустических диффе-
Ренцнровок, нет высшего акустического анализа и синтеза. Это связа-
Но с незрелостью коры головного мозга. Сенсорная алалия встречается
Реже, чем моторная. Логопедическая работа сложна, прогноз достаточ-
Но неопределенный, особенно в тяжелых случаях.
Большой теоретический и практический интерес представляет диф-
ференциальная диагностика, позволяющая ≪развести≫, отличать детей
С сенсорной алалией от детей со сниженным слухом (глухих или сла-
Бослышащих). По последним научным данным, при сенсорной алалии
Может быть (а может и не встречаться) некоторое снижение слуха, но
Не оно является ведущим в картине дефекта: ребенок не понимает об-
Ращенную к нему речь не потому, что не слышит, он не понимает то,
Что безусловно слышит.
Проверка слуха у ребенка с сенсорной алалией затруднена. Реко-
мендуется проводить несколько (8^10) аппаратурных исследований
Слуха (аудиометрий), а при сличении аудиограмм ориентироваться на
Наиболее частые совпадения.
Установлено несколько диагностических показателей для различения
ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. В их числе следующие:
Слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в раз-
Ное время суток в различных условиях он слышит одинаково),
А у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непосто-
Янство слуховой функции: то он слышити понимает более тихое,
То не воспринимает более громкого звучания. Непостоянство
Показателей аудиометрического исследования свидетельствует
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 73
О нарушенной работоспособности незрелых клеток коры голов-
Ного мозга. Незрелые клетки мозга очень утомляемы, в них не мо-
Гут нормально протекать процессы высшего акустического ана-
Лиза и синтеза, не могут чередоваться процессы возбуждения
И торможения, поэтому в разных условиях выявляются разные
Показатели слухового восприятия. Увеличение (усиление) гром-
Кости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка.
Ребенок же с сенсорной алалией на громкие, а тем более сверх-
Громкйе звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ре-
Бенок воспринимает лучше, чем звуки повышенной громкости,
Которые вызывают в незрелых мозговых клетках запредельно
Охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выклю-
чаясь из работы;
Слабослышащий лучше слышит при использовании слухового
Аппарата. А ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым
Аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление
Звуков становится для него неприятным раздражителем. При сен-
•сорной алалии в ряде случаев бывает гиперакузия —повышенная
Чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружа-
Ющих (шум сминаемой бумаги, капающая из крана вода и др.).