И к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, ис-
Пытывающих трудности в обучении, общении, социальной адаптации,
Переживание такого кризиса особо тяжкие. Эти дети особо нуждаются
В щадящем подходе при переходе из детского сада в школу.
Основы специальной педагогики и психологии
Рис. 1. Структура образовательного учреждения для детей дошкольного
И младшего школьного возраста
Поэтому образовательное учреждение ≪начальная школа —детский
сад≫ может рассматриваться как наиболее комфортная организационная
Форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой,
Привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые
Посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных
Классов, как правило, хорошо знакомы с воспитанниками подготови-
Тельных к школе групп и имеют возможность осуществлять индиви-
дуально-дифференцированный подход к каждому ≪проблемному≫
Первокласснику практически с первых дней школьного обучения.
Еще один тип образовательных учреждений, где организуется вос-
Питание и обучение детей со специальными потребностями, —образо-
вательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педаюги-
Ческой и медико-социальной помощи, типовое положение о котором
Утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
Здесь речь идет о различных центрах:
•диагностики и консультирования;
•психолого-медико-социального сопровождения;
•психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
•лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др.
Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет. Контингент дан-
ных учреждений специфичен —здесь находятся следующие дети:
•с высокой степенью педагогической запущенности, отказыва-
ющиеся посещать общеобразовательные учреждения;
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего
Школьного возраста
Начальная
Школа — детский сад
Начальная школа — детский сад компенсиру-
Ющего вида с осуществле-
Нием квалифицирован-
Ной коррекции отклонений
В физическом и
Психическом развитии
Воспитанников
И обучающихся
Прогимназия с приори-
Тетным осуществлением
Одного или нескольких
Направлений развития
(интеллектуального, ху-
Дожественно-эстети-
Ческого, физического
И др.)
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 69
•с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
•подвергшиеся различным формам психического и физического
насилия;
•вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовер-
шеннолетия матери;
•из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постра-
Давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.
Очевидно, что среди перечисленных групп встречается немало де-
Тей с отклонениями в психическом или физическом развитии. С ними
Работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефек-
Тологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.
Основные направления деятельности таких учреждений по отноше-
нию к детям дошкольного возраста:
•диагностика уровня психофизического развития и отклонений
в поведении детей;
•образование детей в соответствии с их возрастными и индивиду-
Альными особенностями, состоянием соматического и психиче-
ского здоровья;
•организация коррекционно-развнвающего и компенсирующего
обучения;
•психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
•проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные об-
разовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающих-
Ся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-
Лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются для
достижения следующих целей:
•оказание помощи семье в воспитании и получении образования;
•проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных ме-
роприятий;
•адаптация к жизни в обществе;
. •социальная защита и разностороннее развитие детей, нужда-
Ющихся в длительном лечении.
В соответствии с Типовым положением, утвержденным постанов-
лением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут
Открываться группы для детей дошкольного возраста.