Агнозов, которые исключали возможность получения общественного
дошкольного образования. Так, в специальные дошкольные учрежде-
Ния не принимали детей с комбинированными, комплексными откло-
нениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей
С нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно
отсталые дети. В то же время в учреждения для детей с нарушениями
Зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабо-
Слышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреж-
дениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того,
Не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией,
Психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в сте-
Пени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двига-
Тельного аппарата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспи-
Тывающие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их
образования своими силами и зачастую ограничивались медицински-
Ми мероприятиями.
Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было
Только с 2-летнего возраста, а в детский сад —с 3 лет. Дети раннего
Возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практиче-
Ски не имели психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, созданная сеть специализированных дошкольных
учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию
системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недо-
Статочно гибкой в отношении большой группы детей со специальны-
Ми потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплекто-
вания этих учреждений.
Принятые в 1992 и в 1995 годах соответственно Закон Российской
Федерации ≪Об образовании≫ и Федеральный закон ≪О внесении из-
менений и дополнений в Закон Российской Федерации ≪Об образова-
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 65
нии≫ ввели новые государственные принципы организации образова-
ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произ-
Вели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специ-
ального образования.
Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые
Положения для каждого как уже существующего, так и нового типа
образовательных учреждений открыли новые возможности для функ-
ционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых
Дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также
Их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и меди-
Ко-социальную помощь.
Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (да-
Лее - ДОУ).
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, инте-
Ресно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-
То новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в разви-
Тии, детский сад может оказаться практически единственным местом,
Где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких
Детей.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образова-
тельном учреждении, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспи-
Тание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до
Лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные
образовательные учреждения любого вида при наличии условий для
Коррекционной работы только с согласия родителей (законных пред-
Ставителей) на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитывается в дет-
Ских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских
Садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих до-
школьных учреждениях осуществляются в соответствии со специаль-
Ными коррекционно-развивающими программами, разработанными
Для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида на-
Рушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет)
и составляет соответственно для детей:
•с тяжелыми нарушениями речи —до 6 и 10 человек;
•с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз-
расте старше 3 лет —до 12 человек;
3 2203