Травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значи-
тельной степени нарушены:
•способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации
в окружающем пространстве;
•способность к общению и контроль над своими действиями.
Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у ко-
Торых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма
Вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.
Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения
И трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установ-
Ление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении
Предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с неко-
Торыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения.
Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа инвалидности присваивается в том слу-
Чае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет
Место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстрой-
Ство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизне-
Деятельности.
Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в пер-
Спективе ограничение трудоспособности, профориентационная и проф-
Консультационная работа начинается еще в период обучения в школе,
Несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной
Работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют об-
Щие закономерности в организации такой работы.
Основы специальной педагогики и психологии
ДЛЯ выявления внешних и внутренних факторов, от которых зави-
Сит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той
или иной деятельности, необходимо:
Установить характер и степень выраженности нарушений раз-
Личных систем организма, индивидуальных и психофизиологи-
ческих особенностей;
2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;
Выявить его личные интересы и склонности в деятельности или
профессии;
4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;
Определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной,
интеллектуальной сфер;
Установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки,
Значимые для профессионального развития.
Для взрослого человека важно определить характер изменений пси-
Хологического и социального статуса человека, связанных с заболева-
Нием, травмой или нарушением развития.
Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним огра-
Ничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, мар-
Гинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные
Стереотипы социального взаимодействия определяются при общении
Сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность
Человека с ограниченными возможностями.
Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму
Тем, что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг обще-
Ния; усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой дея-
Тельности могут нанести моральный и материальный ущерб.
Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться осо-
Бенно квалифицированно, и существует система вакансий для уча-
Щихся.
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек
С ограниченной трудоспособностью может получить различные виды
профессионального образования: от начального до высшего профес-
Сионального.
При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудо-
Способностью имеют равные возможности обучения в высших и сред-
них профессиональных образовательных учреждениях.
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 59
Контрольные вопросы
Почему знание понятийного аппарата науки важно для педагога,
Психолога?
Перечислите основные категории специальной педагогики.
Перечислите основные категории специальной психологии.
В чем особенности формирования понятийного аппарата данных
Наук?
Объясните психологическую сущность компенсаторных процессов.
В чем заключаются особенности коррекционно-педагогической
Работы с детьми с отклонениями в развитии?
Литература
\. Инструктивное письмо Министерства образования России № 48 — 1997 г. ≪О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 1-8 видов≫.
2. Постановление Правительства РФ № 861 —1996 г. ≪Об утверж-