Дагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической
Информации о лицах с ограниченными возможностями.
Социальный педагог взаимодействует с представителями всех со-
Циальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителя-
Ми и другими заинтересованными лицами.
Содержание работы социального педагога включает следующие на-
правления:
•формирование гуманных отношений в социуме;
•содействие саморазвитию личности ребенка;
•оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации вы-
пускников;
•направление усилий на оздоровление и нормализацию отноше-
ний в семье, устранение дефицита общения;
•устранение личных и социальных проблем учащихся;
•выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличност-
ных отношениях;
•организация правового просвещения;
•представление интересов учащихся от имени учреждения в орга-
нах милиции или в суде;
•сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, дру-
гими работниками специальных учреждений в подготовке необхо-
Димых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы
детей;
•патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской по-
Мощи.
Основы специальной педагогики и психологии
В организации социально-педагогической помощи инновационны-
ми учреждениями являются комплексные психолого-медико-педаго-
Гические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педа-
Гогические центры.
В системе Министерства труда и социального развития РФ суще-
ствует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограни-
ченными возможностями:
•дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
•детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
•специальные технические училища;
•дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
•психоневрологические интернаты.
Выделим основные направления развития сферы социально-педа-
Гогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.
Развитие государственной общественной системы социально-пе-
Дагогической помощи.
Совершенствование процесса социального воспитания как в са-
Мой специальной школе, так и за рамками школьного возраста,
Т. е. после окончания школы.
3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, ре-
абилитационные учреждения).
Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в це-
Лях профилактики.
Переориентация организации управления воспитательным процес-
Сом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех
Его участников.
Главная линия государственной социальной помощи в области со-
Циальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в Рос-
Сии —перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денеж-
Ных выплат на указание прямых социальных условий.
Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной
Трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Фе-
деральном законе ≪О защите инвалидов РФ≫ в 1995 году. Этими
Законами определена деятельность государственной службы меди-
Ко-социальной экспертизы и государственной службы реабилита-
Ции инвалидов.
Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа
Реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с огра-
Ниченной работоспособностью.
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 57
Индивидуальная программа реабилитации представляет собой ком-
Плекс мер (медицинских, педагогических, психологических, соци-
Альных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
Или утраченных функций организма и восстановление или формиро-
Вание способности к выполнению определенных видов деятельности,
В том числе и профессионально-трудовых.
В рамках индивидуальной программы реабилитации просматрива-
Ется профессиональная ориентация человека с учетом возможностей
Его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации яв-
Ляется рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так
И платную (в составе служб занятости и др.).
Первая группа инвалидности приписывается лицам, име-
Ющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций
Организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием