Реализация специальных учебных программ для родителей и вклю-
чения их в коррекционно-педагогический процесс;
4) обеспечение целостного подхода к обучению;
5) содействие развитию образовательных систем в рамках современ-
Ных проектов, направленных на создание вариативных систем
обучения и социализации детей;
6) реализация педагогических технологий в сфере учреждений в си-
стеме специального образования;
Направленность на свободное развитие ребенка в соответствии с его
Возможностями —привлечение СМИ для осуществления инно-
вационных подходов в области специального образования;
Содействие развитию статуса человека с ограниченными возмож-
Ностями в структуре современного общества.
Медико-социальная профилактика
И ранняя комплексная помощь
Ранняя диагностика является актуальной проблемой современной
Специальной педагогики и психологии.
Ассамблея ООН 1993 года отмечала важность и необходимость сле-
дующего:
•обеспечения равных возможностей для инвалидов;
•определения комплексного подхода к процессу предоставле-
ния инвалидности;
•разработки комплекса мер, направленных на профилактику воз-
Никновения физических, умственных, сенсорных дефектов.
В настоящее время разработаны и применяются на практике диаг-
Ностические программы ранней помощи, среди которых мы выделим
Следующие.
Основы специальной педагогики и психологии
•Коннектикутский тест (обследование развития новорожденных
И детей до трех лет).
•Мюнхенская функциональная диагностика.
Разработанные отечественными специалистами Е. М. Мастюковой,
Е. А. Стребелевой и др. программы ранней диагностики и психолого-
Педагогической помощи детям с отклонениями в развитии являются
Основой для практического применения их в центрах ПМПК. Задачей
Социальной профилактики является коррекция в условиях педагоги-
Ческой среды.
Социально-педагогическая помощь лицам
С ограниченными возможностями
Социальная помощь является составным элементом государствен-
Ной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Социальная помощь —это комплекс гуманитарных услуг представи-
Телям экономически необеспеченных, социально слабых, психологи-
Чески уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их спо-
Собностей и социального функционирования.
Социальная помощь проявляется в следующем:
•периодических и единовременных доплатах к пенсиям и посо-
биям;
•долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки
Наименее защищенных слоев населения, ликвидации или ней-
Трализации критических жизненных ситуаций, вызываемых не-
Благоприятными социально-экономическими условиями.
Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с огра-
ниченными возможностями —это непрерывный педагогически целе-
Сообразно организованный процесс социального воспитания с учетом
Специфики развития личности человека с особыми потребностями на
Различных возрастных этапах в различных слоях общества и при уча-
Стии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и со-
Циальной помощи.
Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуще-
Ствляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая
Роль принадлежит социальным педагогам.
Структура современной социально-педагогической помощи лицам
С ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный
Характер, представленный следующим образом.
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 55
•Государственный сектор: учреждения, предприятия, службы фе-
деральных министерств и ведомств (Министерство труда и со-
циального развития, Министерство образования и науки, Мини-
Стерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых
Коммуникаций и др.).
•Муниципальный сектор —учреждения, предприятия, службы ор-
Ганов регионального и местного управления.
•Негосударственный сектор —учреждения, предприятия и служ-
Бы, создаваемые общественными благотворительными, религи-
Озными и другими негосударственными организациями.
Основное положение современной системы социально-педагоги-
Ческой помощи —утверждение приоритета личности и семьи по отно-
Шению к обществу и государству. В настоящее время социально-пе-