Знать ключевые этапы медицинской абилитации для оптимального
Объединения усилий.
Э т а п—прогнозирование рождения с отклонениями в развитии
(первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения боль-
ного ребенка (12 недель до родов), осуществляется акушерами-гине-
Кологами. При неблагоприятном течении беременности проводятся
Предупредительные мероприятия.
Э т а п—техника и практика ведения родов. После рождения ре-
Бенок обследуется специалистами для уточнения состояния его нерв-
Ной системы, органов и тканей.
Э т а п—комплексные лечебные мероприятия.
Медицинская реабилитация —начальный этап реабилитационной ра-
Боты, заключается в использовании всех возможностей современной
Медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нару-
Шенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстанови-
Тельных процессов, формирования и развития возможности приспо-
Собления больного к новым условиям существования, оказания ему
Медицинской помощи в восстановлении или развитии профессио-
Нальных навыков с учетом специфики нарушений.
В содержание медицинской реабилитации входит:
•медикаментозное лечение и фитотерапия;
•лечение физиотерапевтическими средствами;
•трудотерапия, арттерапия;
•восстановительное оперативное вмешательство;
•протезирование, ортезирование;
•санаторно-курортное лечение.
Медицинская реабилитация проводится совместно с педагогиче-
Ской реабилитацией. Построение реабилитационной программы осно-
вывается на следующих принципах:
Основы специальной педагогики и психологии
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней за-
Болевания и проводятся непрерывно при условии этапного по-
строения программы;
Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными,
разносторонними;
Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для
Каждого больного в зависимости от этиологии, патогенеза, возра-
ста больного и прочих факторов;
Заключительным этапом реабилитационной программы для взрос-
Лых должна являться профориентация и трудоустройство, для
Детей —это возвращение к обычной для раннего детского возра-
Ста деятельности.
Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений здраво-
охранения, народного образования и социального обеспечения.
Этапы реабилитационного процесса:
Реабилитационно-восстановительное лечение в стационаре (от 1
до 3 месяцев);
Реадаптация —приспособление больного к условиям существо-
Вания на том или ином уровне в соответствии с восстановлением
и компенсацией функций;
Собственно реабилитация —возвращение к обычной деятельно-
Сти, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап предпола-
Гает полное или частичное преодоление нарушения, его компен-
Сацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь
Для предотвращения вторичных и последующих отклонений в раз-
Витии.
Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнеде-
Ятельности может сегодня достигаться средствами медицины через
Совершенствование профилактики, своевременного раннего выявле-
Ния и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, через
Совершенствование абилитационных и реабилитационных меропри-
Ятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекцион-
но-образовательного процесса.
Медико-социально-педагогический патронаж
Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку в реше-
Нии сложных проблем выживания, лечения, специального обучения
И воспитания. В него входят диагностика —информационный поиск
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 53
И помощь в выборе образовательной реалии; проектирование индиви-
Дуальных реабилитационных программ.
Первая помощь в реализации планов оказывается психолого-медп-
Ко-педагогическими комиссиями (ПМПК), диагностическими и ре-
Абилитационными центрами и т. п.
Медико-социально-педагогический патронаж реализуется по сле-
дующим направлениям:
1) помощь в выборе индивидуального образовательного направления;
2) разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;