Знать ключевые этапы медицинской абилитации для оптимального

Объединения усилий.

Э т а п—прогнозирование рождения с отклонениями в развитии

(первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения боль-

ного ребенка (12 недель до родов), осуществляется акушерами-гине-

Кологами. При неблагоприятном течении беременности проводятся

Предупредительные мероприятия.

Э т а п—техника и практика ведения родов. После рождения ре-

Бенок обследуется специалистами для уточнения состояния его нерв-

Ной системы, органов и тканей.

Э т а п—комплексные лечебные мероприятия.

Медицинская реабилитация —начальный этап реабилитационной ра-

Боты, заключается в использовании всех возможностей современной

Медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нару-

Шенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстанови-

Тельных процессов, формирования и развития возможности приспо-

Собления больного к новым условиям существования, оказания ему

Медицинской помощи в восстановлении или развитии профессио-

Нальных навыков с учетом специфики нарушений.

В содержание медицинской реабилитации входит:

•медикаментозное лечение и фитотерапия;

•лечение физиотерапевтическими средствами;

•трудотерапия, арттерапия;

•восстановительное оперативное вмешательство;

•протезирование, ортезирование;

•санаторно-курортное лечение.

Медицинская реабилитация проводится совместно с педагогиче-

Ской реабилитацией. Построение реабилитационной программы осно-

вывается на следующих принципах:

Основы специальной педагогики и психологии

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней за-

Болевания и проводятся непрерывно при условии этапного по-

строения программы;

Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными,

разносторонними;

Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для

Каждого больного в зависимости от этиологии, патогенеза, возра-

ста больного и прочих факторов;

Заключительным этапом реабилитационной программы для взрос-

Лых должна являться профориентация и трудоустройство, для

Детей —это возвращение к обычной для раннего детского возра-

Ста деятельности.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений здраво-

охранения, народного образования и социального обеспечения.

Этапы реабилитационного процесса:

Реабилитационно-восстановительное лечение в стационаре (от 1

до 3 месяцев);

Реадаптация —приспособление больного к условиям существо-

Вания на том или ином уровне в соответствии с восстановлением

и компенсацией функций;

Собственно реабилитация —возвращение к обычной деятельно-

Сти, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап предпола-

Гает полное или частичное преодоление нарушения, его компен-

Сацию и своевременную коррекционно-педагогическую помощь

Для предотвращения вторичных и последующих отклонений в раз-

Витии.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнеде-

Ятельности может сегодня достигаться средствами медицины через

Совершенствование профилактики, своевременного раннего выявле-

Ния и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, через

Совершенствование абилитационных и реабилитационных меропри-

Ятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекцион-

но-образовательного процесса.

Медико-социально-педагогический патронаж

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку в реше-

Нии сложных проблем выживания, лечения, специального обучения

И воспитания. В него входят диагностика —информационный поиск

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 53

И помощь в выборе образовательной реалии; проектирование индиви-

Дуальных реабилитационных программ.

Первая помощь в реализации планов оказывается психолого-медп-

Ко-педагогическими комиссиями (ПМПК), диагностическими и ре-

Абилитационными центрами и т. п.

Медико-социально-педагогический патронаж реализуется по сле-

дующим направлениям:

1) помощь в выборе индивидуального образовательного направления;

2) разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;

Наши рекомендации