Полнение и исправление личности. Физические недостатки, как и от-
Дельные психические нарушения, компенсируются не только внешними
Приемами, но и организацией, ориентирующей характер всей личности,
Что может явиться могучим стимулом к культурной реорганизации
Личности. Психологу нужно лишь уметь различить возможности компен-
Сации и пользоваться ими. Процесс компенсации опирается на значи-
Тельные резервные возможности высшей нервной деятельности. Этот
Процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо
Функции, являясь проявлением биологической приспособляемости орга-
Низма, которая устанавливает его равновесие со средой. Компенсация на-
Рушенных функций у человека имеет качественно иной характер. Она
≪представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон лич-
Ности, в основе которого лежит единство биологических и социальных
Явлений. Определяющими в развитии процессов компенсации у челове-
Ка являются сознательная трудовая деятельность и общественные отно-
шения, в которые он вступает в процессе этой деятельности≫.
Основы специальной педагогики и психологии
У аномальных детей в процессе компенсации происходит форми-
Рование новых динамических систем условных связей, исправление
Нарушенных или ослабленных функций, развитие личности. Специ-
Фическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной
Из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации
Защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивля-
Ющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются
Потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение
И воспитание открывают широкие возможности развития функций.
Мы уже упоминали выше о том, что в связи с этим Л. С. Выготский
Говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации,
Поскольку положительное своеобразие дефективного ребенка и со-
Здается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функ-
Ции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций
вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем един-
Стве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.
Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что
И нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на
Ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать
Своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка.
При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, за-
Мещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их осо-
Бым врожденным строением у аномального ребенка, а активным функ-
Ционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии
Аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект,
А его вторичные социальные последствия, его социально-психологи-
Ческая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью
Выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создава-
Емые дефектом.
7. Семейное воспитание —активный фактор реабилитации. Совмест-
Ные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального
Ребенка к активной общественно полезной деятельности, выявление
Его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.
С каждым годом расширяются возможности реабилитации. На-
Учные и технические достижения совершенствуют методы и при-
Емы реабилитации. Новейшие средства обучения и современная ап-
паратура, применяемые в школах для глухих (например, приборы,
Преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и слепых,
Повышают результативность обучения и компенсируют недостатки
Развития.
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 51
Медицинская абилитация и реабилитация
Абилитация медицинская в раннем возрасте —это система лечеб-
Но-профилактических мер, направленных на создание условий для
Формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных,
Двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии
С возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотера-
Певтическое лечение, массаж, протезирование и т. д.).
Чтобы проводить психолого-педагогическую абилитацию (психо-
Лого-коррекционную работу), педагогам и психологам необходимо