Пенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это
Основы специальной педагогики и психологии
Имело большое значение для развития. В процессы компенсации вклю-
Чаются и биологические, и социальные факторы.
Изучая детей с нарушениями развития, психологи пытались отве-
тить на вопрос: ≪В какой степени повреждена их психика и что имен-
но осталось у них из обычного инвентаря здорового ребенка?≫ Эти
Психологи ограничились отрицательной характеристикой физически
Дефективного ребенка (слепые, глухие и т. д.), они были частично пра-
Вы, так как речь шла об изучении судьбы тех функций, с которыми
Рождается ребенок на свет и которые у физически дефективного ока-
Зываются пострадавшими. Но оставаться на почве такой отрицательной
Характеристики нельзя. Это значило бы пропустить самое существен-
Ное. Рядом с отрицательной характеристикой дефективного нужно дать
И положительную.
В процессе приобретения опыта ребенок учится возмещать свои
природные недостатки. На базе натурального ≪дефективного поведе-
ния≫ возникают культурные приемы и навыки, компенсирующие де-
Фект и дающие возможность справиться с недоступными задачами
новыми путями (обходной путь). ≪Дефективное натуральное поведе-
ние≫ обрастает компенсирующим культурным, создается определен-
Ная культура дефекта, таким образом, физически дефективный полу-
Чает, кроме отрицательной характеристики, еще и характеристику
Положительную. Ее-то и должен изучать психолог.
Еще в 1905 году немецким психологом А. Адлером была заложена
Основа своеобразного учения о личности, которое многое поясняет нам
В развитии психики и поведения ребенка с отклонениями. Внимание
Адлера, тогда еще и врача, имевшего дело с заболеваниями внутрен-
Них органов, было обусловлено тем фактом, что больные, страдавшие
Серьезным заболеванием какого-либо органа, все же каким-нибудь
Образом справлялись с этим недостатком (проще всего дело обстоит
С парными органами, в других случаях схема сложнее). Многие из не-
Парных органов нашего тела могут быть поражены полностью. Одна-
Ко и в этом случае,- как показал Адлер, люди не только справляются
С этими нарушениями, возмещая врожденные недостатки, но даже
Частично сверхкомпенсируют их.
Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации наруше-
Ния является то, что оно становится центром внимания индивида и над
ним создается известная ≪психологическая надстройка≫, пытающаяся
Компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнени-
Ями и прежде всего известной культурой исправления этой нарушен-
ной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 49
Она совсем отсутствует). В результате получается неожиданная карти-
На: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравниться с дру-
Гими, делает его неполноценным, ставит это нарушение в центр своего
Внимания, направляет на него нервно-психическую деятельность, раз-
Вивает особое умение максимально пользоваться теми зрительными
Данными, которые он получает, и становится человеком, у которого
Зрение стоит в центре его работы. Нарушение, которое в первую оче-
Редь снижает психику, делает ее слабой, уязвимой, может служить сти-
Мулом к развитию, может и поднимать ее, делать ее более сильной.
При глухоте мимика перестает быть простым путем изображения
Эмоций, а становится важнейшим коммуникативным средством, пока
Более совершенные приемы (чтение с губ, тактильная речь) не заме-
Нят эту примитивную связь, также мы можем привести случаи ампу-
Тации конечностей. Человек может восстановить свою полноценную
Деятельность лишь с помощью искусственной конечности. Приучение
Пользоваться им перестраивало характер такого субъекта. В годы вой-
ны ≪психика протеза≫ указывала на ряд особенностей в пользовании
Этими искусственными руками и ногами.
Джеймс указывал: ≪Личность кончается не кончиком его пальца,
А носком ботинка, и ботинки, шляпа, одежда так же входят в состав
личности, как голова, волосы и ногти≫. Понятие культуры личности
Не кончается за пределами организма, а изучение культуры привычек
Дает материал к пониманию поведения. Многие физические дефекты
компенсируются ≪стратегией костюма≫, который принимается как до-