Ного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от
Низшего к высшему.
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 43
Отклоняющееся развитие —такое развитие, которое не подчиняет-
Ся общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандарт-
Ное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.
Коррекция развития —направление развития ребенка в нормаль-
Ное русло.
Воспитание —целенаправленный и организованный процесс фор-
Мирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляет-
ся в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле
Воспитание —это передача накопленного опыта от старших поколе-
Ний к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,
Умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор-
Мы —словом, все созданное в процессе исторического развития духовное
наследие человечества. В широком педагогическом смысле воспита-
Ние —это специально организованное, целенаправленное и управля-
Емое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных
Качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учрежде-
ниях. В узком педагогическом смысле воспитание —это процесс и ре-
Зультат воспитательной работы, направленной на решение конкрет-
Ных воспитательных задач.
Обучение —специально организованный, целенаправленный и управ-
Ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом ко-
Торого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование
Мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей
Учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование —результат обучения. Это система накопленных в про-
Цессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, ко-
Торыми овладел ученик. Главный критерий образованности —си-
Стемность знаний и системность мышления, гуманный аспект их
Применения.
Поведение —общее название всего того, что делает ребенок, подро-
Сток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм
И правил.
Отклоняющееся поведение —поведение, вышедшее из общеприня-
Той нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку
Нормально адаптироваться в социальной жизни. Устоявшегося опре-
Деления отклоняющегося поведения пока нет, различные ученые вкла-
Дывают в него неодинаковый смысл.
Коррекция поведения —исправление поведения ребенка, подростка
Педагогическими методами.
Основы специальной педагогики и психологии
Коррекционная методика —единство средств и форы влияния на
Детей, подростков, обеспечивающее достижение намеченной цели.
Практическая польза коррекционного воспитания весьма значитель-
На. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные
Результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие,
Бездействие, нежелание помочь.
Ведущими категориями специальной педагогики и психологии яв-
Ляются следующие.
1. Воспитание детей с проблемами в развитии имеет большое значе-
Ние для их общего развития, для общения со сверстниками и взрослы-
Ми, формирования личности.
2. Цели и задачи воспитания такого ребенка определяются общими
принципами педагогики —подготовка к активной общественно полез-
Ной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они
В доступном объеме методами и средствами, соответствующими сте-
Пени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения
выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его по-
Следствий. Воспитание ребенка с проблемами в развитии осуществляет-
Ся в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания,
Взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего
Режима. Воспитательная работа с таким ребенком проводится с уче-
Том его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на
формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания,
Труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.
Наряду с формированием системы определенных качеств, взглядов
и убеждений в содержание воспитания аномального ребенка входит
Решение определенных воспитательных задач, связанных с вопроса-
Ми умственного, трудового, нравственного, эстетического, правового
И физического воспитания. Воспитание аномального ребенка требу-