Специальной сущность произошедших в организме наруше-

ПСИХОЛОГИИ ний, особенности развития ребенка с отклоне-

Ниями в деятельности поврежденных органов,

Основы специальной педагогики и психологии

Определять обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на ос-

Нове сохраненных органов, построить специальную педагогическую

Систематику и педагогическую классификацию, внутри которой ква-

Лифицированно вести профилактическую работу по предупреждению

Нарушений в развитии психологическими и педагогическими сред-

Ствами.

На выполнение врачебного постулата: ≪Лечить не болезнь, а боль-

ного≫ и направлена работа специальной психологии и педагогики по

Решению вопросов абилитации и реабилитации, оздоровления, кор-

Рекции, компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровож-

Дения не только самого ребенка, но и его семьи.

В специальную школу ребенка направляют органы управления обра-

Зованием при условии согласия родителей; по заключению (или по ре-

Комендации) психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

При этих условиях ребенок может быть переведен внутри специаль-

Ной школы в классы для умственной отсталости только после 1 -го года

Обучения в ней. В специальных школах могут быть созданы классы

Или группы для детей со сложной структурой дефекта, с выраженны-

Ми нарушениями в умственном развитии, с другими нарушениями.

Такие классы могут быть организованы по решению педсовета шко-

Лы. Ученик специальной школы может быть переведен в общеобра-

Зовательную школу с согласия родителей и по решению ПМПК, если

в школе есть условия для интегрированного обучения:

Осуществляется охранительный режим (соответствующие спе-

Циалисты осуществляют медицинское и психологическое сопро-

вождение);

2) социальной адаптации и интеграцию! способствует социальный

педагог;

Осуществляется трудовое воспитание и профессиональная под-

Готовка.

Характеристика Система школьного образования для детей с на-

Системы рушениями развития на сегодняшний день от-

СПециалы-ЮГО ражена в табл. 1.

образования До недавнего времени выделялась категория

Необучаемых детей — дети с тяжелыми форма-

Ми умственной отсталости, осложненной другими недостатками в раз-

Витии. В настоящее время таких детей и подростков в нашей стране

Около 32 тыс. Сегодня доказано, что при систематической и квалифици-

Рованной коррекционно-педагогической работе эти дети поддаются обу-

Чению — самообслуживанию, гигиене, социальному поведению и т. д.

Глава 2. Предмет и задачи курса 29

Таблица 1

Система школьного образования для детей с нарушениями развития

Вид школы

Количество школ

44 ,

Количество учащихся

11 413

10 963

11 362

12 562

207 836

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизне-

Деятельности преобладают лица мужского пола, особенно в городах

(55 %). Ведущая возрастная группа — с 8 до 13 лет. Выявление связа-

Но с началом школьного обучения.

Деятельность учреждений школьной системы специального обра-

Зования регламентируется Постановлением правительства РФ от

12 марта 1997 г. № 228 ≪Об утверждении типового положения о спе-

циальных (коррекционных) образовательных учреждений для обуча-

ющихся, воспитанников с отклонениями в развитии≫ и письмом Ми-

нистерства образования РФ ≪О специфике деятельности специальных

(коррекционных) учреждений 1-8 видов≫.

Характеристика специальных (коррекционных) школ

Вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образо-

вательный процесс организован следующим образом:

• начальное общее образование осуществляется в течение 5-6 лет

(6-7 лет, если есть подготовительный класс);

• полное среднее общее образование — 2 года, но осуществляется как

Вечерняя школа. В 1 класс принимаются дети с 7 лет, количество не

Более 6 человек, в класс со сложной структурой — не более 5 человек.

Учебная деятельность направлена на формирование и развитие уст-

Ной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать

Речь окружающих на слухо-зрительной основе, умения использовать

Остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с исполь-

Зованием звукоусилительной аппаратуры.

Основы специальной педагогики и психологии

Вид специальных ш к о л: для слабослышащих, имеющих

Частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглох-

Ших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоя-

Тельную речь.

Наши рекомендации