Специальной сущность произошедших в организме наруше-
ПСИХОЛОГИИ ний, особенности развития ребенка с отклоне-
Ниями в деятельности поврежденных органов,
Основы специальной педагогики и психологии
Определять обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на ос-
Нове сохраненных органов, построить специальную педагогическую
Систематику и педагогическую классификацию, внутри которой ква-
Лифицированно вести профилактическую работу по предупреждению
Нарушений в развитии психологическими и педагогическими сред-
Ствами.
На выполнение врачебного постулата: ≪Лечить не болезнь, а боль-
ного≫ и направлена работа специальной психологии и педагогики по
Решению вопросов абилитации и реабилитации, оздоровления, кор-
Рекции, компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровож-
Дения не только самого ребенка, но и его семьи.
В специальную школу ребенка направляют органы управления обра-
Зованием при условии согласия родителей; по заключению (или по ре-
Комендации) психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
При этих условиях ребенок может быть переведен внутри специаль-
Ной школы в классы для умственной отсталости только после 1 -го года
Обучения в ней. В специальных школах могут быть созданы классы
Или группы для детей со сложной структурой дефекта, с выраженны-
Ми нарушениями в умственном развитии, с другими нарушениями.
Такие классы могут быть организованы по решению педсовета шко-
Лы. Ученик специальной школы может быть переведен в общеобра-
Зовательную школу с согласия родителей и по решению ПМПК, если
в школе есть условия для интегрированного обучения:
Осуществляется охранительный режим (соответствующие спе-
Циалисты осуществляют медицинское и психологическое сопро-
вождение);
2) социальной адаптации и интеграцию! способствует социальный
педагог;
Осуществляется трудовое воспитание и профессиональная под-
Готовка.
Характеристика Система школьного образования для детей с на-
Системы рушениями развития на сегодняшний день от-
СПециалы-ЮГО ражена в табл. 1.
образования До недавнего времени выделялась категория
Необучаемых детей — дети с тяжелыми форма-
Ми умственной отсталости, осложненной другими недостатками в раз-
Витии. В настоящее время таких детей и подростков в нашей стране
Около 32 тыс. Сегодня доказано, что при систематической и квалифици-
Рованной коррекционно-педагогической работе эти дети поддаются обу-
Чению — самообслуживанию, гигиене, социальному поведению и т. д.
Глава 2. Предмет и задачи курса 29
Таблица 1
Система школьного образования для детей с нарушениями развития
Вид школы
Количество школ
44 ,
Количество учащихся
11 413
10 963
11 362
12 562
207 836
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизне-
Деятельности преобладают лица мужского пола, особенно в городах
(55 %). Ведущая возрастная группа — с 8 до 13 лет. Выявление связа-
Но с началом школьного обучения.
Деятельность учреждений школьной системы специального обра-
Зования регламентируется Постановлением правительства РФ от
12 марта 1997 г. № 228 ≪Об утверждении типового положения о спе-
циальных (коррекционных) образовательных учреждений для обуча-
ющихся, воспитанников с отклонениями в развитии≫ и письмом Ми-
нистерства образования РФ ≪О специфике деятельности специальных
(коррекционных) учреждений 1-8 видов≫.
Характеристика специальных (коррекционных) школ
Вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образо-
вательный процесс организован следующим образом:
• начальное общее образование осуществляется в течение 5-6 лет
(6-7 лет, если есть подготовительный класс);
• полное среднее общее образование — 2 года, но осуществляется как
Вечерняя школа. В 1 класс принимаются дети с 7 лет, количество не
Более 6 человек, в класс со сложной структурой — не более 5 человек.
Учебная деятельность направлена на формирование и развитие уст-
Ной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать
Речь окружающих на слухо-зрительной основе, умения использовать
Остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с исполь-
Зованием звукоусилительной аппаратуры.
Основы специальной педагогики и психологии
Вид специальных ш к о л: для слабослышащих, имеющих
Частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглох-
Ших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоя-
Тельную речь.