Гогический термин, т. к. сообразуется с современными гуманистиче-

скими ориентирами мировой системы образования: корректность, от-

сутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень — special

(особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентирован-

Ность этой области педагогики, ее способность решать сложные ин-

дивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.

Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека

С ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого

спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного

Ребенка.

Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В послед-

Нее время в отечественных правовых документах встречается термин

лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая меди-

Цинским контекстом терминология также часто используется рас-

Сматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномаль-

ные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом

Развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в

Этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х

годов английскими специалистами: ≪дети (лица) с особыми образова-

тельными потребностями≫. Современная наука исходит из того, что

О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где

И когда возникает несоответствие возможностей данного человека

(в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школь-

но-образовательным нормативам успешности, установленным в обще-

Стве нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение со-

Циальных возможностей.

Глава 2. Предмет и задачи курса 17

Объектом исследования курса ≪Основы специальной педагогики

и психологии≫ как отрасли научного познания являются дети (лица)

с особыми образовательными потребностями.

Цели и задачи обучения и воспитания ребенка с особыми образова-

Тельными потребностями определяются общими принципами психо-

логии и педагогики: подготовка к активной общественно-полезной

Жизни, формирование гражданских качеств.

Задачи курса:

• выявление закономерностей психического развития аномально-

го ребенка;

• изучение особенностей развития познавательной деятельности

Людей с различными нарушениями; изучение закономерностей

развития личности человека с ограниченными возможностями;

• разработка диагностических методик и способов психологиче-

ской коррекции различных типов нарушений;

• изучение психологических проблем интеграции и интегрирован-

ного обучения;

• психологическое обоснование наиболее эффективных путей и ме-

Тодов психологического воздействия на психическое развитие

Детей с различными типами нарушений.

Таким образом* значение специальной психологии для специальной

педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится систе-

Ма обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих

Различные типы нарушений психического развития, выявляются наи-

Более эффективные методы обучения и строится система профессио-

Нальной консультации и профориентации.

Проблема нормы развития

Когда речь'заходит об отклонениях в развитии человека, необходи-

мо уяснить понятие ≪норл≪а≫. Личностно ориентированный подход как

стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить

Индивидуальный путь развития не только tpeflHecTaTHCTH4ecKOMy ре-

Бенку, Но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норм? предполагает такое сочетание личности и социума, когда она

Бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удов-

летворяет свои основные потребности, отвечая при этом требовани-

Ям социума сооответственно ее возрасту, полу, психосоциальному

Развитию.

Основы специальной педагогики и психологии

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в раз-

витии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколь-

Ко значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития

Человека, который соответствует средним качественно-количествен-

Ным показателям, полученным при обследовании представительной

Группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое

Наши рекомендации