Гогический термин, т. к. сообразуется с современными гуманистиче-
скими ориентирами мировой системы образования: корректность, от-
сутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень — special
(особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентирован-
Ность этой области педагогики, ее способность решать сложные ин-
дивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.
Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека
С ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого
спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного
Ребенка.
Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В послед-
Нее время в отечественных правовых документах встречается термин
лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая меди-
Цинским контекстом терминология также часто используется рас-
Сматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномаль-
ные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом
Развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в
Этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х
годов английскими специалистами: ≪дети (лица) с особыми образова-
тельными потребностями≫. Современная наука исходит из того, что
О недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где
И когда возникает несоответствие возможностей данного человека
(в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школь-
но-образовательным нормативам успешности, установленным в обще-
Стве нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение со-
Циальных возможностей.
Глава 2. Предмет и задачи курса 17
Объектом исследования курса ≪Основы специальной педагогики
и психологии≫ как отрасли научного познания являются дети (лица)
с особыми образовательными потребностями.
Цели и задачи обучения и воспитания ребенка с особыми образова-
Тельными потребностями определяются общими принципами психо-
логии и педагогики: подготовка к активной общественно-полезной
Жизни, формирование гражданских качеств.
Задачи курса:
• выявление закономерностей психического развития аномально-
го ребенка;
• изучение особенностей развития познавательной деятельности
Людей с различными нарушениями; изучение закономерностей
развития личности человека с ограниченными возможностями;
• разработка диагностических методик и способов психологиче-
ской коррекции различных типов нарушений;
• изучение психологических проблем интеграции и интегрирован-
ного обучения;
• психологическое обоснование наиболее эффективных путей и ме-
Тодов психологического воздействия на психическое развитие
Детей с различными типами нарушений.
Таким образом* значение специальной психологии для специальной
педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится систе-
Ма обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих
Различные типы нарушений психического развития, выявляются наи-
Более эффективные методы обучения и строится система профессио-
Нальной консультации и профориентации.
Проблема нормы развития
Когда речь'заходит об отклонениях в развитии человека, необходи-
мо уяснить понятие ≪норл≪а≫. Личностно ориентированный подход как
стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить
Индивидуальный путь развития не только tpeflHecTaTHCTH4ecKOMy ре-
Бенку, Но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норм? предполагает такое сочетание личности и социума, когда она
Бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удов-
летворяет свои основные потребности, отвечая при этом требовани-
Ям социума сооответственно ее возрасту, полу, психосоциальному
Развитию.
Основы специальной педагогики и психологии
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в раз-
витии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколь-
Ко значений этого понятия.
Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития
Человека, который соответствует средним качественно-количествен-
Ным показателям, полученным при обследовании представительной
Группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.
Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое