Организационно-методические основы

преподавания дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Курс ≪Основы специальной педагогики и психологии≫ направлен

На расширение научного кругозора будущих специалистов и качество

их теоретической подготовки к педагогической деятельности.

Изучение курса ≪Основы специальной педагогики и психологии≫

способствует формированию знаний:

• об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-

волевой сферы и личности детей с нарушениями общего развития;

• о проблемах их обучения и воспитания;

• о принципах организации и комплектования коррекционно-об-

разовательных учреждений для детей дошкольного, школьного

Возраста и взрослых.

Знание основ специальной педагогики и психологии поможет педа-

гогу в следующем:

• правильно организовать систему коррекционной работы с деть-

Ми, имеющими трудности обучения в условиях общеобразователь-

ной школы;

• приобрести практические навыки, необходимые для самостоятель-

Ных экспериментальных исследований с целью совершенствования

Коррекционно-воспитательной работы.

Требования к знаниям и умениям обучаемого

По окончании курса студент должен иметь полное представление:

• об основных категориях детей с нарушениями психического раз-

вития;

• об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих

вопросы их обучения и воспитания;

Глава 1, Организационно-методические основы преподавания дисциплины 11

• о причинах возникновения врожденных и приобретенных ано-

Малий.

Изучив данный курс, студент также должен:

• понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с про-

блемами в развитии;

• уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных

отклонений;

• учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше

Возможностей открывается для коррекции и компенсации послед-

него с помощью рациональной системы обучения и воспитания;

• владеть основами дифференциальной диагностики;

• уметь определять основные формы и методы коррекционно-вос-

Питательной работы, направленные на разностороннее физиче-

Ское и психическое развитие детей.

Рекомендации к организации

самостоятельной работы студентов

Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в сте-

нах института он овладеет методологией самообразования, самовос-

Питания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема акти-

визации самостоятельной работы. С целью организации данного вида

Работы необходимо, в первую очередь, использовать материал лекци-

Онных и семинарских занятий. Лекционный материал создает про-

Блемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых со-

держанием производится студентами на семинарских занятиях после

Работы с учебными пособиями и монографиями.

Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит

Знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями жур-

налов ≪Дефектология≫, ≪Коррекционная педагогика≫. Реферируя и кон-

спектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую

Значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, вы-

Сказывая практические замечания, выдвигая различные положения,

студенты глубже понимают вопросы курса.

Наряду с традиционной формой контроля — зачетом, считаем необ-

Ходимым, использовать внутрисеместровую аттестацию в виде коллок-

Виума а также написание контрольных работ, рефератов, собеседова-

Ния, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение различных

заданий как способов активации самостоятельной работы студентов.

Основы специальной педагогики и психологии

1.4. Тематический план изучения дисциплины

При организации работы по учебному курсу ≪Основы специальной

педагогики и психологии≫ мы опираемся на такое построение темати-

ческого плана, которое представлено ниже.

Название темы

Предмет, цели, задачи, принципы

И методы специальной педагогики

И психологии

Основные категории специальной

Педагогики и психологии

Психология детей дошкольного

Возраста с аномалиями развития.

Специальная дошкольная педагогика

Особенности психического развития

Детей с нарушениями интеллекта -

И проблемы их обучения и воспитания

Как предмет олигофренопсихологии

И олигофренопедагогики

Психология детей с задержкой

Наши рекомендации