Организационно-методические основы
преподавания дисциплины
1.1. Цели дисциплины
Курс ≪Основы специальной педагогики и психологии≫ направлен
На расширение научного кругозора будущих специалистов и качество
их теоретической подготовки к педагогической деятельности.
Изучение курса ≪Основы специальной педагогики и психологии≫
способствует формированию знаний:
• об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-
волевой сферы и личности детей с нарушениями общего развития;
• о проблемах их обучения и воспитания;
• о принципах организации и комплектования коррекционно-об-
разовательных учреждений для детей дошкольного, школьного
Возраста и взрослых.
Знание основ специальной педагогики и психологии поможет педа-
гогу в следующем:
• правильно организовать систему коррекционной работы с деть-
Ми, имеющими трудности обучения в условиях общеобразователь-
ной школы;
• приобрести практические навыки, необходимые для самостоятель-
Ных экспериментальных исследований с целью совершенствования
Коррекционно-воспитательной работы.
Требования к знаниям и умениям обучаемого
По окончании курса студент должен иметь полное представление:
• об основных категориях детей с нарушениями психического раз-
вития;
• об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих
вопросы их обучения и воспитания;
Глава 1, Организационно-методические основы преподавания дисциплины 11
• о причинах возникновения врожденных и приобретенных ано-
Малий.
Изучив данный курс, студент также должен:
• понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с про-
блемами в развитии;
• уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных
отклонений;
• учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше
Возможностей открывается для коррекции и компенсации послед-
него с помощью рациональной системы обучения и воспитания;
• владеть основами дифференциальной диагностики;
• уметь определять основные формы и методы коррекционно-вос-
Питательной работы, направленные на разностороннее физиче-
Ское и психическое развитие детей.
Рекомендации к организации
самостоятельной работы студентов
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в сте-
нах института он овладеет методологией самообразования, самовос-
Питания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема акти-
визации самостоятельной работы. С целью организации данного вида
Работы необходимо, в первую очередь, использовать материал лекци-
Онных и семинарских занятий. Лекционный материал создает про-
Блемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых со-
держанием производится студентами на семинарских занятиях после
Работы с учебными пособиями и монографиями.
Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит
Знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями жур-
налов ≪Дефектология≫, ≪Коррекционная педагогика≫. Реферируя и кон-
спектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую
Значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, вы-
Сказывая практические замечания, выдвигая различные положения,
студенты глубже понимают вопросы курса.
Наряду с традиционной формой контроля — зачетом, считаем необ-
Ходимым, использовать внутрисеместровую аттестацию в виде коллок-
Виума а также написание контрольных работ, рефератов, собеседова-
Ния, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение различных
заданий как способов активации самостоятельной работы студентов.
Основы специальной педагогики и психологии
1.4. Тематический план изучения дисциплины
При организации работы по учебному курсу ≪Основы специальной
педагогики и психологии≫ мы опираемся на такое построение темати-
ческого плана, которое представлено ниже.
№
Название темы
Предмет, цели, задачи, принципы
И методы специальной педагогики
И психологии
Основные категории специальной
Педагогики и психологии
Психология детей дошкольного
Возраста с аномалиями развития.
Специальная дошкольная педагогика
Особенности психического развития
Детей с нарушениями интеллекта -
И проблемы их обучения и воспитания
Как предмет олигофренопсихологии
И олигофренопедагогики
Психология детей с задержкой