Н. м. трофимова, с. п. дуванова

Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина

ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

И ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

(0ПД.Ф.03 — основы специальной педагогики и психологии)

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова,

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина

Основы специальной педагогики и психологии

Серия ≪Учебное пособие≫

Рецензенты:

Горбачева Е. И., доктор психологических наук, профессор

Сердюк С. Ф., доктор педагогических наук, доцент

Главный редактор Е. Строганова

Зам. гл. редактора (Москва) Е. Журавлёва

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта Н. Кулагина

Научный редак В. Пахальян

Литературный редактор Ю. Гудьш

Художник Л.Адуевская

Корректоры О. Свитова, Е. Чудинова

Верстка £. Бреславский, О. Валиуллина

ББК74.2я7 УДК 37.01(075)

Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф.

0-75 Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер,

2006. — 304 с: ил. — (Серия ≪Учебное пособие≫).

ISBN 5-469-00748-0

В учебном пособии излагаются основные цели, задачи и принципы специальной педаго-

гики и психологии, раскрываются специальные и общепедагогические методы коррекционного

педагогического воздействия на детей, обучающихся и воспитывающихся как в общеобразова-

тельных, так и в специальных образовательных учреждениях. Основной задачей пособия явля-

ется внесение корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов

к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности

в освоении школьных учебных дисциплин. Пособие предназначено для студентов и преподава-

телей педагогических вузов.

c ЗАО Издательский дом ≪Питер≫, 2006

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00748-0

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

ООО ≪Питер Приш>, 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, 29а.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 —литература учебная.

Подписано в печать 18.01.06. формат 60x90/16. Усл. п. л. 19.

Доп. тираж 3000. Заказ № 2203.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО ≪Типография Правда 1906≫.

195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2.

Тел.: (812) 531-20-00, (812) 531-25-55

Содержание

Предисловие : 7

Глава 1. Организационно-методические основы

преподавания дисциплины 10

1.1.Цели дисциплины 10

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого .10

1.3. Рекомендации к организации самостоятельной

работы студентов . 11

1.4. Тематический план изучения дисциплины 12

Глава 2. Предмет и задачи курса ≪Основы специальной

педагогики и психологии≫ 13

2.1. Становление специальной психологии

и педагогики 13

2.2. Проблема нормы развития 17

2.3. Развитие психики аномальных детей , 21

2.4. Практические задачи специальной психологии ; 25

2.5,. Материалы для семинарского занятия , 26

Глава 3. Основные категории специальной педагогики

и психологии40

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата

дисциплины 40

3.2. Основные термины специальной педагогики

и психологии , 42

3.3. Медицинская абилитация и реабилитация ...., 51

3.4. Медико-социально-педагогический патронаж 52

3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя

комплексная помощь 53

3.6. Социально-педагогическая помощь лицам

с ограниченными возможностями 54

3.7. Материалы для семинарского занятия 60

4 Содержание

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста

С аномалиями развития. Специальная

дошкольная педагогика62

4.1.Учреждения специального назначения для детей

дошкольного возраста '. 62

4.2. Теория и практика детской дошкольной

коррекционной педагогики и специальной психологии 70

4.3. Формы коррекционно-педагогической работы

с детьми дошкольного возраста 73

4.4. Материалы для семинарского занятия 76

Глава 5. Особенности психического развития детей

С нарушениями интеллекта и проблемы

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития

(ЗПР) и основные направления коррекционно-

развивающего обучения 113

6.1. Представления о ЗПР и их классификации 113

6.2. Особенности психики детей с ЗПР 121

6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-

развивающего обучения детей с ЗПР 128

6.4. Материалы для семинарского занятия 131

I

Содержание

Список литературы 296

Предисловие

Ребенок, развитие которого осложнено

дефектом, не просто менее развитой, чем

его нормальные сверстники, но разви-

той иначе.

Л. С. Выготский

Данная книга является учебным пособием по дисциплине ≪Основы

специальной педагогики и психологии≫. Она предназначена для само-

стоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших

и средних специальных учебных заведений педагогического профиля.

Гуманизация общественного сознания, как и современное социаль-

ное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой яв-

ляется исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств

и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность,

признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том

числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество

обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, соци-

альную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.

Применительно к личности в целом речь может идти только о педа-

гогической помощи, специальных образовательных услугах, которые

сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями

здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не при-

нимать. Термин ≪коррекция≫, имея право на существование, может

относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой

специальной педагогической помощи," либо к среде, окружающей че-

ловека с ограниченными возможностями.

В современном учебно-воспитательном процессе действует уста-

новка нового уровня:

≪Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организа-

ции ребенка, а максимально использовать свои профессиональные воз-

можности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню

культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребе-

нок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник куль-

турного и профессионального роста самого учителя≫ (Н. М.Трофимова).

8 Предисловие

Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающих-

ся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно,

особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их

обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда

актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология

и специальная педагогика. На основе данных специальной психоло-

гии строится система обучения, воспитания, и социальной адаптации

людей, имеющих различные типы нарушений психического развития,

определяются наиболее эффективные методы обучения, система про-

фессиональной консультации и профориентации.

Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный

и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе тра-

диционных источников. Это позволяет не только получить представ-

ление о содержании учебного курса, но и применить полученные зна-

ния в собственной научной и практической деятельности в гуманных

целях.

В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрирован-

ного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специ-

альной психологической помощи в системе образования, проблемам

психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетент-

ности будущего специалиста.

Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы

учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов.

Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психоло-

гии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные ка-

тегории дисциплины, параметры и классификация основных видов

дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей

с ограниченными возможностями.

Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагоги-

ческую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по

типу ретардации и дисфункции созревания.

В пособии уделено место особенностям работы с детьми в условиях

дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о де-

тях с эмоционально-волевыми нарушениями.

По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений про-

блемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые ме-

тодические рекомендации. Существенное место в пособии отводится

организации самостоятельной работы студентов: даны примерные

темы, необходимые рекомендации.

Предисловие

Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в про-

цессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут

им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельно-

сти. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестати-

стической, функциональной норме и основкых тенденциях развития

ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его

уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных разли-

чий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание

к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и про-

блемам, своевременная психологическая поддержка позволят вырабо-

тать собственную продуктивную педагогическую систему уже со сту-

денческой скамьи.

Глава 1

Возраста и взрослых.

Требования к знаниям и умениям обучаемого

По окончании курса студент должен иметь полное представление:

• об основных категориях детей с нарушениями психического раз-

вития;

• об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих

вопросы их обучения и воспитания;

Глава 1, Организационно-методические основы преподавания дисциплины 11

• о причинах возникновения врожденных и приобретенных ано-

Малий.

Изучив данный курс, студент также должен:

• понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с про-

блемами в развитии;

• уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных

отклонений;

• учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше

Рекомендации к организации

самостоятельной работы студентов

Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в сте-

нах института он овладеет методологией самообразования, самовос-

Название темы

И психологии

Педагогики и психологии

И олигофренопедагогики

Направления коррекционно-

Развивающего обучения

Нарушениями. Тифло-

И сурдопсихология, тифло-

И сурдопедагогика

Логопсихология и логопедия

С комплексными нарушениями

Девиантное поведение детей

Всего

Лекции

2 '

Семи-

Нары

Глава 2

Предмет и задачи курса ≪Основы

специальной педагогики и психологии≫

Краткое содержание темы. Предмет и задачи курса. История становле-

Хофизического развития. Содержание основных параметров дизоито-

И педагогики

И педагогической помощью.

Например, в странах с низким уровнем развития больше всего грубых

Развитие аномальных детей.

Курс ≪Основы специальной педагогики и психологии≫ предполага-

Ровой и др. ,

Ребенка.

Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В послед-

Циальных возможностей.

Проблема нормы развития

Развитию.

Ко значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития

Ного развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при

определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно:

Ном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторично-

Ного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не-

Ей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на

Хранных.

Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, со-

Ким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани-

До трех лет).

Тур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

• биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви-

Психического развития.

Тия человека: .

• ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при-

Стью регуляторных систем.

Навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет

Стики.

Боту с личностью.

Вития.

Низма?

Литература

М., 1985.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано-

Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.

Основные понятия Аномалии развития, дизонтогенез, деприва-

И хромосомным нарушениям.

Циальных факторов.

Подготовка к ответу на пятый вопрос дает возможность ознако-

Пособиям.

Помогут тексты приложений.

Клинические _________Важно своевременно выявить причины воз-

Ствами.

На выполнение врачебного постулата: ≪Лечить не болезнь, а боль-

ного≫ и направлена работа специальной психологии и педагогики по

Готовка.

Характеристика Система школьного образования для детей с на-

Таблица 1

Система школьного образования для детей с нарушениями развития

Вид школы

Количество школ

44 ,

Количество учащихся

11 413

10 963

11 362

12 562

207 836

Тельную речь.

Век. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее обра-

Дящие и поздно ослепшие).

Той речи.

Вид специальных школ.

Лет.

Ной педагогики.

1. Принцип педагогического оптимизма связан с высоким уровнем

Необходимые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Выявление и диагности-

ка отклонений в развитии ребенка для определения его особых обра-

зовательных потребностей. Современное специальное образование

Ний школьный возраст.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образо-

вания. Опора на здоровые силы обучающихся, построение образова-

Ский режим и т. д.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Социально-адаптирующая направленность специального образования

Циокультурной адаптации.

6. Принцип деятелъностного подхода в обучении и воспитании. Пред-

2-2203

-

Или затруднена.

Технологии Принципы специального образования в кор-

Методы обучения

К основным методам обучения относят:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности, ее стимуляция и мотивация;

• методы контроля и самоконтроля.

Модополняют друг друга.

Среди методов организации и осуществления учебно-познаватель-

ной деятельности выделяют следующие подгруппы:

1) перцептивные (словесные, наглядные, практические);

2) логические (индуктивные, дедуктивные);

Тельские).

Методы воспитания

Таннику).

Основные группы методов воспитания:

• информационные методы (беседа, консультирование, использо-

вание СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей

жизни, в том числе из жизни педагога, экскурсии, встречи и т. д.);

• практически действенные методы (приучение, управление, вос-

И с методами обучения.

Около 20-30 минут.

Классно-урочная система

Дивидуальной работы.

Отличие урока от других организованных форм учебной работы:

1) состав групп учащихся постоянен;

Черты.

Работа парами.

Группах продленного дня).

Ра, походы, экспедиции).

Формах.

Вопросы для обсуждения

Тии детей с отклонениями?

Литература

1, Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-мето-

дологические аспекты подготовки специалистов социально-педа-

В развитии. — М., 1995.

М., 1985.

А. И. Дьяченко. — М., 1965.

Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.

Глава 3

Основные категории

Специфика формирования

понятийного аппарата дисциплины

И психологии

Рассмотрим основные категории специальной педагогики.

Формирование —процесс становления человека как социального

Низшего к высшему.

Ное русло.

Воспитание —целенаправленный и организованный процесс фор-

Ных воспитательных задач.

Обучение —специально организованный, целенаправленный и управ-

Применения.

Поведение —общее название всего того, что делает ребенок, подро-

И правил.

Отклоняющееся поведение —поведение, вышедшее из общеприня-

Педагогическими методами.

Ляются следующие.

1. Воспитание детей с проблемами в развитии имеет большое значе-

Ми, формирования личности.

2. Цели и задачи воспитания такого ребенка определяются общими

принципами педагогики —подготовка к активной общественно полез-

Ступков.

3. Обучение и развитие детей с проблемами в развитии —это целе-

Реализованными.

Зического развития.

И положительную.

Емые дефектом.

7. Семейное воспитание —активный фактор реабилитации. Совмест-

Развития.

Объединения усилий.

Ста деятельности.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений здраво-

охранения, народного образования и социального обеспечения.

Этапы реабилитационного процесса:

Витии.

И ранняя комплексная помощь

Следующие.

И детей до трех лет).

•Мюнхенская функциональная диагностика.

Ческой среды.

Циальной помощи.

Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуще-

Стерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых

Коммуникаций и др.).

•Муниципальный сектор —учреждения, предприятия, службы ор-

Содержание работы социального педагога включает следующие на-

правления:

•формирование гуманных отношений в социуме;

•содействие саморазвитию личности ребенка;

•оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации вы-

пускников;

•направление усилий на оздоровление и нормализацию отноше-

ний в семье, устранение дефицита общения;

•устранение личных и социальных проблем учащихся;

•выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличност-

ных отношениях;

•организация правового просвещения;

•представление интересов учащихся от имени учреждения в орга-

нах милиции или в суде;

•сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, дру-

гими работниками специальных учреждений в подготовке необхо-

Мощи.

Гогические центры.

В системе Министерства труда и социального развития РФ суще-

ствует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограни-

ченными возможностями:

•дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

•детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

•специальные технические училища;

•дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

•психоневрологические интернаты.

Дагогической помощи.

Лях профилактики.

Его участников.

Ции инвалидов.

Деятельности.

Щихся.

Сионального.

Психолога?

Наук?

Литература

\. Инструктивное письмо Министерства образования России № 48 — 1997 г. ≪О специфике деятельности специальных (коррекционных)

образовательных учреждений 1-8 видов≫.

2. Постановление Правительства РФ № 861 —1996 г. ≪Об утверж-

1993.

1990.

Основные ПОНЯТИЯ Отбор детей, медико-педагогическая комиссия,

Растной принцип.

Литература

В развитии. —М., 1995.

Ковой. - М., 1993.

Вития детей // Вопросы психологии, 1985. —№ 2.

Ка. - М, 1998.

А. И. Дьяченко. - М., 1965.

Глава 4

Учреждения специального назначения

Но-двигательного аппарата.

Ботников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных уч-

Кой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74

№ 58-М ≪О содержании за государственный счет детей с дефектами

физического или психического развития≫). Указанное право по сей

Ми мероприятиями.

Ко-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (да-

Лее - ДОУ).

Детей.

3 2203

Заложено в устав.

Школьного возраста

Начальная

Школа — детский сад

Ющего вида с осуществле-

Нием квалифицирован-

Ной коррекции отклонений

В физическом и

Психическом развитии

Воспитанников

И обучающихся

Прогимназия с приори-

Тетным осуществлением

Одного или нескольких

Направлений развития

(интеллектуального, ху-

Дожественно-эстети-

Ческого, физического

И др.)

Семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования

России от 22.07.97 № 990/14-15 ≪О подготовке детей к школе≫, благо-

Психологии

Филактического воздействия.

Воздействия.

Тральной нервной системы.

Емость и истошаемость.

Что безусловно слышит.

Наиболее частые совпадения.

Детей.

Тивность работы.

Дошкольной дефектологии.

Рвно-психически.

Зрения?

Литература

Кто они? - М., 1997.

Ковой. —М., 1993.

Игра 2. Поиск

Ности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков

двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Ответы могут быть стандартными (≪Это вещи, сделанные челове-

ком≫; ≪Они имеют глубину≫) и необычными, позволяющими увидеть

Щих признаков длиннее.

Задача педагога —распределить все ответы по степени существен-

Знаки.

Ками.

Игра 4. Поиск аналогов

Ми предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и ав-

Ми цепочки.

Можности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов

использования хорошо известного детям предмета, например книги.

Нять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, напри-

мер: ≪Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квар-

тиры распахнута настежь...≫ Дети должны быстро назвать как можно

Игра 11. Сократить рассказ

Степенное.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально крат-

Жание.

Ответов.

Игра 12. Что на что похоже

Предмет для ассоциации.

Игра 13. Волшебные кляксы

Больше всего предметов.

Игра 14. Словоассоциации

Игра 15. Хорошо-плохо

Цель. Развитие диалектичное™мышления. ,

Игровое задание.

Вариант 1. Для игры выбирается объект, безразличный ребенку, т. е.

Уколоться.

—Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане —ломается.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречи-

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет

Дется их лечить.

Желательно, чтобы игра ≪Хорошо-плохо≫ стала частью повседнев-

Ред сном.

Следующим этапом формирования диалектичное™мышления бу-

Игра 16. Теремок

Игра 17. Собери фигурки

Детали.

Игра 18. Нелепицы

Глава 5

Олигофренопедагогики

Краткое содержание темы. Понятие умственной отсталости, ее формы

Тей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Рекомендации

И причины

Ния головного мозга.

Триутробного развития.

Сталости.

Мозга.

Часть умственно отсталых.

Речи.

Вание заболевания.

Таблица 2

Коэффицент

Интеллекта

И выше

50-70

35-49

25-39

И ниже

Международная

Система

Норма

Незначительная умственная

Трудности в обучении

Российская

Система

Норма

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

— 88 Основы специальной педагогики и психологии

Младшими детьми.

Вую деятельность.

Ников.

Ют семьи, имеют детей.

Ющим объектам и игре.

Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается толь-

Ко уход.

Рис. 2. Дети с олигофренией в степени идиотии

Умственно отсталых лиц

Дефектологии.

Умственно отсталых детей

Онные) школы 8 вида.

Вторичные отклонения.

Малыша.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет

обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях:

Тации.

Современного общества.

Каждого ученика.

Рубежом.

Ное обучение.

4-2203

Фессиональных училищах.

За рубежом (типичный пример —Финляндия) существует система

≪защищенного≫ труда, при которой умственно отсталые, работая в раз-

личных учреждениях, получают либо заработную плату, либо неболь-

Рис. 3. День рождения празднуют дети с синдромом Дауна

Ной жизни.

Отечественный опыт

В специализированных домах-интернатах Министерства социальной

Защиты (до 1992 года —Министерство социального обеспечения).

В соответствии с действующей инструкцией Министерства социаль-

ной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения ≪на-

Лей воспитательной работе.

Ством социальной защиты.

Альной недостаточности.

Гое другое.

Рии семей.

Рекомендации педагогам

Териала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при

Идеменцией?

Пересмотра?

Но отсталых лиц?

Нарушениями?

11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграци-

Основные ПОНЯТИЯ Умственная отсталость, олигофрения, деменция,

ПОДГОТОВКИ При этом нужно иметь в виду определение та-

К семинарскому ких основополагающих понятий, как ≪умствен-

занятию ная отсталость≫, ≪олигофрения≫, ≪деменция≫,

Ции в нашей стране.

Сюжетных картинок.

Вспыльчивость, упрямство.

Димости осмысления заданий.

Нов своей семьи.

Ных с болезнью Дауна.

Пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональ-

Ствия.

Ки, застегивать пуговицы.

Ся шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне

≪головонога≫. Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х

Его домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне ≪головонога≫. Счет недоступен. Реак-

Ном случае?

Игрушками.

Ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются

Слабо дифференцирована.

Акции?

Ном случае?

Емого паспортному возрасту?

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий ≪умственная отсталость≫, ≪олигофрения≫,

≪деменция≫.

Теллекта.

Образование как средство реабилитации и достижения незави-

Литература

для подготовки к семинарским занятиям

Ле. - М., 1993.

Гика. - М., 1998.

Бенка. - М., 1981.

А. Д. Виноградова. —М., 1985.

Глава 6

Психического развития (ЗПР)

Развивающего обучения

Краткое содержание темы. История развития представлений о ЗПР.

Но ненормальными.

Ная активность.

Сти 60-90 единиц.

Года.

Ние ЗПР.

Ническими состояниями.

В постановлении сессии Академии медицинских наук СССР (1971)

подчеркивалось, что 20-25 % учащихся, дублирующих отдельные клас-

Циями.

Тия (И. А. Юркова, 1960).

Монический.

Диэнцефальных систем.

Ке сердца.

Ниях в раннем возрасте.

Гии форм недоразвития.

Изведении текста.

Минание.

Ребенка.

Жения.

Ние фигур).

Лительных операций.

Все задания, которые требуют привлечения словесно-логического

Теллектуальной инициативы.

Ятельности.

Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют

Ления, мышления.

СЗПР

Чении, не происходило.

Онную, о<

Наши рекомендации