Тема 8. Психология и педагогика детей со сложными нарушениями развития.

1. Общая характеристика детей со сложными дефектами развития

2. Предмет и задачи психологии и педагогики детей со СНР

3. Причины СНР

4. Особенности развития детей со СНР

5. Программа обследования и коррекции детей с СНР

Тема 9. Система диагностической, коррекционной и реабилитационной работы в рамках специальной педагогики и психологии.

1. Понятие и особенности компенсации как деятельности

2. Понятие реабилитационной деятельности

3. Особенности рассмотрения коррекции в специальной литературе

4. Характеристика системы профилактических мероприятий.

5. Содержание основных принципов психологических исследований лиц с
отклонениями в развитии.

6. Психологический диагноз, его структура и основные характеристики.

7. Количественный и качественные подходы в психологических
исследованиях детей с ограниченными возможностями.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Сущность понятий: социальная адаптация и реабилитация,
компенсация и коррекция развития.

2. Олигофренопедагогика как одна из отраслей дефектологии.
Актуальные вопросы олигофренопедагогики.

3. Содержание образования в специальной (коррекционной) школе
для умственно отсталых детей.

4. Коррекционно-воспитывающая направленность педагогического
процесса в специальной (коррекционной) школе.

5. Психические нарушения у детей.

6. Задержка психического развития у детей.

7. Причины нарушений слуха.

8. Слух и его значение в развитии личности.

9. Охранительный режим и его роль в воспитательном процессе.

10. Причины нарушений зрения.

11. Специальная психология как наука, ее объект и предмет.

12. Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

13. Л. С. Выготский, его вклад в становление российской дефектологии.

14. Виды нарушений в развитии (основные классификации).

15. Деятельность и ее роль в воспитании и обучении детей с
нарушениями в развитии.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
речи.

17. Принципы и организация комплектования учреждений для детей с
проблемами в развитии.

18. Дети с комбинированными дефектами. Специфика их обучения и
воспитания.

19. Типы учреждений для детей с проблемами в развитии.

20. Источники и механизмы развития личности ребёнка. Влияние
средовых факторов на развитие личности. Источники полноценного развития
ребёнка.

21. Девиантное поведение. Общее понятие.

22. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

23. Подходы, классификации видов отклоняющегося поведения.

24. Психолого-педагогическая характеристика девиации в поведении
детей и подростков. Причины и условия девиантного поведения.

25. Акцентуации характера у подростков. Воспитательно-коррекционная
работа. Сущность профилактической работы.

26. Основные виды логопедической помощи в России.

27. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей с нарушениями в развитии.

28. Сенсорное воспитание детей с нарушениями в развитии.

29. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения.

30. Значение ранней диагностики и профилактики аномалий развития у
дошкольников.

31. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
зрения.

32. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.

33. Единство обучения, воспитания, развития и коррекции в
педагогическом процессе.

34. Система коррекционно-педагогической помощи при задержке
психического развития.

35. Развитие игровой деятельности у детей с проблемами в развитии и
поведении.

36. Гармоническое развитие ребенка, роль эмоционального контакта с
окружающими.

37. Дети с детским церебральным параличом, особенности их психомоторного развития.

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите синонимы к термину "дети с ограниченными
возможностями". Дайте их характеристику.

2. Составьте таблицу-схему взаимосвязи неблагоприятных факторов,
которые могут вызывать нарушения развития организма ребенка. Дайте их
оценку и определите пути коррекции.

3. Перечислите оптимальные условия успешного протекания
компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями, дайте их
характеристику и оценку.

4. Изучите и законспектируйте Концепцию специального обучения и
воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (Проект)
// Дефектология. - №2. - 1989г.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные категории аномальных
(нетипичных) детей. Определите в чем заключается сложность структуры
каждого из типов атипичного развития.

6. Укажите в каких положениях Проекта Закона "О специальном
образовании" от 1995г. содержатся прогрессивные, нетрадиционные подходы к
обучению и воспитанию нетипичных детей. Дайте их оценку.

7. Опишите работу, которая проводится в России по профилактике
отклонений развития в детском возрасте. Дайте ее оценку. Предложите
собственную систему мероприятий.

8. Охарактеризуйте деятельность психолого-медико-педагогических
комиссий. Определите основные проблемы в данной области и предложите пути
их решения.

9. Составьте таблицу-схему соотношения понятий: "Умственная
отсталость", "Олигофрения" и "Деменция". Дайте оценку имеющегося сходства
и различий.

10. Законспектируйте статью У.В.Ульенковой "Л.С.Выготский и
концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с
задержкой психического развития" // Дефектология. - №4. - 1997г.

11. Составьте банк методик диагностики и коррекции речевых дефектов
(не менее 7).

12. Законспектируйте статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой
"Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным
параличом" // Дефектология. - №3. - 1990.

13. Опишите клиническую картину раннего детского аутизма. Дайте
оценку существующих концепций коррекции.

14. Законспектируйте статью Г.П. Бертынь "Клиническая
характеристика глухих детей со сложным дефектом" // Дефектология. - №6. -
1998г.

15. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной
работы. Дайте их оценку.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Специальная психология в системе культурно-исторического
развития.

2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся
развитии.

3. Факторы психического развития человека.

4. Общая характеристика отклонений и задержек развития.

5. Причины детских аномалий. Роль биологических и социальных
факторов в появлении дефектов психофизического развития.

6. Становление российской дефектологической науки.

7. Причины первичных речевых нарушений у детей. Классификация.

8. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями
речи.

9. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
детей с нарушениями речи.

10. Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений
аномального развития ребенка.

11. Классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей.

12. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Причины
умственной отсталости.

13. Классификация умственной отсталости по степени тяжести и
этиопатогенетическому принципу.

14. Особенности развития познавательной сферы и деятельностит
умственно отсталых детей.

15. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
умственно-отсталых детей.

16. Характеристика поврежденного психического развития. Дети с
приобретенным слабоумием.

17. Общая характеристика детей с нарушением слуха.

18. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая
классификация нарушений.

19. Особенности развития психических процессов у детей с
нарушениями слуха.

20. Общая характеристика детей с нарушениями зрения.

21. Причины нарушений зрения. Классификация.

22. особенности развития личности детей с нарушениями зрения.

23. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

24. Специфика двигательного и личностного развития при ДЦП.

25. Сложные (комбинированные) дефекты. Общая характеристика

26. Девиантное поведение детей. Принципы, условия.

27. Искаженное психическое развитие детей.

28. ЗПР у детей: причины, общая характеристика дефекта,
классификация

29. Задержка психического развития конституционного происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика

30. ЗПР соматогенного происхождения. Психолого-педагогическая
характеристика.

31. ЗПР церебрально-органического генеза. Психолого-педагогическое
развитие.

32. Общая характеристика раннего детского аутизма.

33. Причины и механизмы возникновения раннего детского аутизма.
Классификация состояний по степени тяжести.

34. Психологические особеннсти детей с дисгармоническим складом
личности.

35. Причины дисгармонического развития. Типология патологических
характеров.

36. Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук
о человеке.

37. Современное состояние специальной психологии и её основные
проблемы.

38. Педагогическая деятельность В. П. Кащенко.

39. Л. С. Выготский о концептуальных основах воспитания и обучения
детей с проблемами в развитии.

40. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе.

41. Принципы и методы коррекционной педагогики и специальной
психологии.

42. Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), ее роль
в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

43. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей и подростков.

44. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции
вторичных отклонений

45. Общая характеристика методов опосредованной корреции и
профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте

46. Характеристика взаимосвязи между понятиями «развитие»,
«обучение», «воспитание».

47. Характеристика современной системы специальных
образовательных услуг.

48. Характеристика специального образования лиц с нарушениями
умственного развития (ЗПР).

49. Специфика осуществления образования лиц с нарушением
умственного развития.

50. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные
закономерности ее развития у ребенка.

51. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
Особенности оказания образовательных услуг.

52. Методы первоначального обучения глухихи словесной речи.

53. Педагогические системы специального образования для лиц с
нарушениями слуха.

54. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с
нарушенным слухом.

55. Последствия нарушения зрения и способы его компенсации.

56. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением.

57. Обучение детей с недостатками зрения в школе.

58. Особенности профориентации, профессионального образования и
трудовой деятельности слепых и слабовидящих.

59. Возможности развития, образования и социализации при аутизме.

60. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

61. Особенности коррекционной работы при детском церебральном
параличе.

62. Система специализированной помощи детям, страдающим детским
церебральным параличом.

63. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей со
сложными дефектами.

64. Психолого-педагогические основы образования лиц со сложными
дефектами.

65. Характеристика моделей интегрированного обучения. Интеграция и
дифференциация.

66. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции
нарушений развития.

67. Общие проблемы слепоглухонемоты.

68. Методы и особенности усвоения слепоглухим ребенком
грамматического строя словесной речи.

69. Понятие и уровневая организация компенсаторных процессов.

70. Характеристика процессов коррекции, реабилитации, абилитации.

Наши рекомендации