Тема 8. Психология и педагогика детей со сложными нарушениями развития.
1. Общая характеристика детей со сложными дефектами развития
2. Предмет и задачи психологии и педагогики детей со СНР
3. Причины СНР
4. Особенности развития детей со СНР
5. Программа обследования и коррекции детей с СНР
Тема 9. Система диагностической, коррекционной и реабилитационной работы в рамках специальной педагогики и психологии.
1. Понятие и особенности компенсации как деятельности
2. Понятие реабилитационной деятельности
3. Особенности рассмотрения коррекции в специальной литературе
4. Характеристика системы профилактических мероприятий.
5. Содержание основных принципов психологических исследований лиц с
отклонениями в развитии.
6. Психологический диагноз, его структура и основные характеристики.
7. Количественный и качественные подходы в психологических
исследованиях детей с ограниченными возможностями.
Примерные темы рефератов и докладов
1. Сущность понятий: социальная адаптация и реабилитация,
компенсация и коррекция развития.
2. Олигофренопедагогика как одна из отраслей дефектологии.
Актуальные вопросы олигофренопедагогики.
3. Содержание образования в специальной (коррекционной) школе
для умственно отсталых детей.
4. Коррекционно-воспитывающая направленность педагогического
процесса в специальной (коррекционной) школе.
5. Психические нарушения у детей.
6. Задержка психического развития у детей.
7. Причины нарушений слуха.
8. Слух и его значение в развитии личности.
9. Охранительный режим и его роль в воспитательном процессе.
10. Причины нарушений зрения.
11. Специальная психология как наука, ее объект и предмет.
12. Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
13. Л. С. Выготский, его вклад в становление российской дефектологии.
14. Виды нарушений в развитии (основные классификации).
15. Деятельность и ее роль в воспитании и обучении детей с
нарушениями в развитии.
16. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
речи.
17. Принципы и организация комплектования учреждений для детей с
проблемами в развитии.
18. Дети с комбинированными дефектами. Специфика их обучения и
воспитания.
19. Типы учреждений для детей с проблемами в развитии.
20. Источники и механизмы развития личности ребёнка. Влияние
средовых факторов на развитие личности. Источники полноценного развития
ребёнка.
21. Девиантное поведение. Общее понятие.
22. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.
23. Подходы, классификации видов отклоняющегося поведения.
24. Психолого-педагогическая характеристика девиации в поведении
детей и подростков. Причины и условия девиантного поведения.
25. Акцентуации характера у подростков. Воспитательно-коррекционная
работа. Сущность профилактической работы.
26. Основные виды логопедической помощи в России.
27. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей с нарушениями в развитии.
28. Сенсорное воспитание детей с нарушениями в развитии.
29. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения.
30. Значение ранней диагностики и профилактики аномалий развития у
дошкольников.
31. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
зрения.
32. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.
33. Единство обучения, воспитания, развития и коррекции в
педагогическом процессе.
34. Система коррекционно-педагогической помощи при задержке
психического развития.
35. Развитие игровой деятельности у детей с проблемами в развитии и
поведении.
36. Гармоническое развитие ребенка, роль эмоционального контакта с
окружающими.
37. Дети с детским церебральным параличом, особенности их психомоторного развития.
Задания для самостоятельной работы
1. Подберите синонимы к термину "дети с ограниченными
возможностями". Дайте их характеристику.
2. Составьте таблицу-схему взаимосвязи неблагоприятных факторов,
которые могут вызывать нарушения развития организма ребенка. Дайте их
оценку и определите пути коррекции.
3. Перечислите оптимальные условия успешного протекания
компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями, дайте их
характеристику и оценку.
4. Изучите и законспектируйте Концепцию специального обучения и
воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (Проект)
// Дефектология. - №2. - 1989г.
5. Перечислите и охарактеризуйте основные категории аномальных
(нетипичных) детей. Определите в чем заключается сложность структуры
каждого из типов атипичного развития.
6. Укажите в каких положениях Проекта Закона "О специальном
образовании" от 1995г. содержатся прогрессивные, нетрадиционные подходы к
обучению и воспитанию нетипичных детей. Дайте их оценку.
7. Опишите работу, которая проводится в России по профилактике
отклонений развития в детском возрасте. Дайте ее оценку. Предложите
собственную систему мероприятий.
8. Охарактеризуйте деятельность психолого-медико-педагогических
комиссий. Определите основные проблемы в данной области и предложите пути
их решения.
9. Составьте таблицу-схему соотношения понятий: "Умственная
отсталость", "Олигофрения" и "Деменция". Дайте оценку имеющегося сходства
и различий.
10. Законспектируйте статью У.В.Ульенковой "Л.С.Выготский и
концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с
задержкой психического развития" // Дефектология. - №4. - 1997г.
11. Составьте банк методик диагностики и коррекции речевых дефектов
(не менее 7).
12. Законспектируйте статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой
"Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным
параличом" // Дефектология. - №3. - 1990.
13. Опишите клиническую картину раннего детского аутизма. Дайте
оценку существующих концепций коррекции.
14. Законспектируйте статью Г.П. Бертынь "Клиническая
характеристика глухих детей со сложным дефектом" // Дефектология. - №6. -
1998г.
15. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной
работы. Дайте их оценку.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Специальная психология в системе культурно-исторического
развития.
2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся
развитии.
3. Факторы психического развития человека.
4. Общая характеристика отклонений и задержек развития.
5. Причины детских аномалий. Роль биологических и социальных
факторов в появлении дефектов психофизического развития.
6. Становление российской дефектологической науки.
7. Причины первичных речевых нарушений у детей. Классификация.
8. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями
речи.
9. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
детей с нарушениями речи.
10. Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений
аномального развития ребенка.
11. Классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей.
12. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Причины
умственной отсталости.
13. Классификация умственной отсталости по степени тяжести и
этиопатогенетическому принципу.
14. Особенности развития познавательной сферы и деятельностит
умственно отсталых детей.
15. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
умственно-отсталых детей.
16. Характеристика поврежденного психического развития. Дети с
приобретенным слабоумием.
17. Общая характеристика детей с нарушением слуха.
18. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая
классификация нарушений.
19. Особенности развития психических процессов у детей с
нарушениями слуха.
20. Общая характеристика детей с нарушениями зрения.
21. Причины нарушений зрения. Классификация.
22. особенности развития личности детей с нарушениями зрения.
23. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
24. Специфика двигательного и личностного развития при ДЦП.
25. Сложные (комбинированные) дефекты. Общая характеристика
26. Девиантное поведение детей. Принципы, условия.
27. Искаженное психическое развитие детей.
28. ЗПР у детей: причины, общая характеристика дефекта,
классификация
29. Задержка психического развития конституционного происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика
30. ЗПР соматогенного происхождения. Психолого-педагогическая
характеристика.
31. ЗПР церебрально-органического генеза. Психолого-педагогическое
развитие.
32. Общая характеристика раннего детского аутизма.
33. Причины и механизмы возникновения раннего детского аутизма.
Классификация состояний по степени тяжести.
34. Психологические особеннсти детей с дисгармоническим складом
личности.
35. Причины дисгармонического развития. Типология патологических
характеров.
36. Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук
о человеке.
37. Современное состояние специальной психологии и её основные
проблемы.
38. Педагогическая деятельность В. П. Кащенко.
39. Л. С. Выготский о концептуальных основах воспитания и обучения
детей с проблемами в развитии.
40. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе.
41. Принципы и методы коррекционной педагогики и специальной
психологии.
42. Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), ее роль
в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.
43. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей и подростков.
44. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции
вторичных отклонений
45. Общая характеристика методов опосредованной корреции и
профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте
46. Характеристика взаимосвязи между понятиями «развитие»,
«обучение», «воспитание».
47. Характеристика современной системы специальных
образовательных услуг.
48. Характеристика специального образования лиц с нарушениями
умственного развития (ЗПР).
49. Специфика осуществления образования лиц с нарушением
умственного развития.
50. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные
закономерности ее развития у ребенка.
51. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
Особенности оказания образовательных услуг.
52. Методы первоначального обучения глухихи словесной речи.
53. Педагогические системы специального образования для лиц с
нарушениями слуха.
54. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с
нарушенным слухом.
55. Последствия нарушения зрения и способы его компенсации.
56. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением.
57. Обучение детей с недостатками зрения в школе.
58. Особенности профориентации, профессионального образования и
трудовой деятельности слепых и слабовидящих.
59. Возможности развития, образования и социализации при аутизме.
60. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
61. Особенности коррекционной работы при детском церебральном
параличе.
62. Система специализированной помощи детям, страдающим детским
церебральным параличом.
63. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей со
сложными дефектами.
64. Психолого-педагогические основы образования лиц со сложными
дефектами.
65. Характеристика моделей интегрированного обучения. Интеграция и
дифференциация.
66. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции
нарушений развития.
67. Общие проблемы слепоглухонемоты.
68. Методы и особенности усвоения слепоглухим ребенком
грамматического строя словесной речи.
69. Понятие и уровневая организация компенсаторных процессов.
70. Характеристика процессов коррекции, реабилитации, абилитации.