Практическое занятие 22. Самосовершенствование личности
План занятия
1. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
2. Воспитание и самовоспитание, ориентированные на успех.
3. Самоактуализация. Черты самоактуализировавшейся личности.
4. Пути и способы самосовершенствования личности.
5. Жизненный путь как программирование и как творчество.
Темы сообщений
1. Роль жизненных кризисов для личностного роста человека.
2. Родительское программирование в формировании жизненного сценария человека.
3. Личностные качества как фактор самосовершенствования.
4. Мотивация и ее роль для творческого совершенствования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Раскройте понятия «акмеология», «самовоспитание, самосовершенствование, самоактуализация».
2. Охарактеризуйте самоактуализирующуюся личность.
3. На примере литературы и другой информации рассмотрите пути, возможности, трудности самоактуализации личности (как вариант, на примере романа Дж. Лондона «Мартин Иден»).
4. Охарактеризуйте варианты жизненного пути как программирования и как творчества.
5. Прокомментируйте высказывания: «Трагедия человеческой жизни отчасти в том, что развитие Я никогда не бывает полным; даже при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих возможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностью родиться» (Э.Фромм).
«Приспосабливаясь, люди хотят сохранить себя, и в то же время теряют себя» (М. Пришвин).
6. Насколько, на ваш взгляд взаимосвязаны личностная самоактуализация и профессиональная самореализация? Могут ли эти два процесса противоречить друг другу?
7. Приведите примеры из народной педагогики, отражающие процесс самосовершенствования личности.
8. Бенджамин Франклин (1706-1790) – выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.
• «Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта...».
- Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
- Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ Я».
Рекомендуемая литература
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 1995.
2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб., 1992.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 1986.
5. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г.В. Бороздина. – Минск, 2004.
6. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – Минск, 2004.
7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000.
8. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд.– Минск, 2003.
9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 1999.
10. Основы педагогики: учебное пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск, 2003.
11. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей вузов: краткий курс / авт.-сост. С.Н. Жеребцов. – Минск, Жасскон, 2006.
12. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.
13. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2001.
14. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – Минск, 2000.
15. Хъелл, Л. Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб., 1998.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Есть ли общие черты воспитания для всех исторических этапов развития общества? Какие ответы соответствуют истине?
а) каждая эпоха выдвигает свой идеал личности, поэтому общих черт быть не может;
б) воспитание – категория вечная и неизменная, поэтому характеризуется общими чертами для всех эпох;
в) воспитание определяется как общими характеристиками, присущими всем этапам развития общества, так и специфическими.
2. Педагогика обрела статус самостоятельной науки благодаря:
а) Ф. Бэкону;
б) Аристотелю;
в) Я.А. Коменскому;
г) Дж. Локку;
д) нет верного ответа.
3. Выберите основные категории педагогики:
а) воспитание; е) образование;
б) педагогические явления; ж) личность;
в) педагогический процесс; з) знание;
г) обучение; и) социум;
д) развитие; к) компетентность.
4. Установите соответствие между понятием и его определением:
Понятие | Определение понятия |
1. Образование | а) процесс передачи культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и труду. |
2. Обучение | б) объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. |
3. Воспитание | в) процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения. |
4. Развитие | г) непрерывный процесс интеграции личности в социальную среду путем адаптации и творческой самореализации. |
5. Социализация | д) процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений. |
5 Что такое глобализация? В чем она проявляется?
6. Греческое слово «schole» обозначает:
– досуг;
– школа;
– развитие;
– обучение.
7. Сторонниками идеи свободного воспитания были:
а) Дж. Локк;
б) И.Г. Песталоцци;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Л.Н. Толстой.
8. Приведите примеры отраслей педагогики.
9. К методам педагогики как науки относят:
а) беседа;
б) анкетирование;
в) социометрический метод;
г) метод тестирования;
д) рейтинг;
е) все ответы правильные.
10. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:
Понятие | Характеристика понятия |
1.Знаниевая парадигма | а) Ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры в процессе воспитания и обучения, познания и общения, игры и трудовой деятельности. |
2.Культурологическая парадигма | б) Преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. |
3.Гуманистическая традиция | в) Человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. |
4.Детоцентристская парадигма | г) Рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. |
5.Технократическая парадигма | д) Имеет самую длительную историю; влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека. |
6.Социетарная парадигма | е) Человек является непреходящей ценностью; в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога. |
7.Антропологическая парадигма | ж) В качестве выступают принципы государственного управления обществом, определяющие цели и характер воспитания и образования. |
8.Педоцентристская парадигма | з) Ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. |
11. Охарактеризуйте современные педагогические технологии
Название технологии | Характеристика технологии |
1. Анализ конкретных ситуаций и имитационное моделирование | а)Формирование компетенции учащегося на основе личностно ориентированного взаимодействия. |
2. Проблемно-поисковые технологии обучения | б) Полный, логически завершенный блок, часто совпадающий с темой дисциплины, где все измеряется и оценивается. |
3. Модульно-рейтинговое обучение | в)Технологии обучения, в основе которых лежит игровое проигрывание или анализ ситуаций которые наиболее распространены в профессиональной деятельности. |
4. Коммуникативные технологии обучения | г)Акцент делается на интеллектуальном побуждении, творчестве при решении проблем. |
12. Охарактеризуйте известные вам международные образовательные проекты.
13. Диверсификация предполагает:
а) многообразие учебных планов и программ, возникновение новых специализаций и специальностей;
б) быстрые темпы развития высшего образования;
в) массовость высшей школы;
г) все ответы правильные;
д) нет правильного ответа.
14. Процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности – это…
15. Общими характеристиками развития являются:
а) необратимость;
б) прогресс/ регресс;
в) неравномерность;
г) сохранение предыдущего в новом;
д)единство изменения и сохранения;
е) все ответы правильные;
ж) нет правильного ответа.
16. Сущностью процесса обучения выступает:
а) создание условий, в которых возникает возможность формирования знаний, умений и навыков;
б) развитие творческих способностей личности;
в) процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений;
г) нет правильного ответа.
17. Раскройте особенности воспитательного процесса.
18. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его … которые бывают внутренними и внешними.
19. Результат воспитательного процесса оценивается…(чем?)
20 Социализация осуществляется посредством:
а) целенаправленного воспитания;
б) обучения;
в) случайного социального воздействия в деятельности;
г) общения;
д) все ответы правильные.
21. Соотнесите доминирование определенных процессов с нужным возрастом:
1. До 3-х лет характерно доминирование …
2. Эпоха отрочества (10—14 лет)…
3. Эпоха юности (15—18 лет) …
Процессы: интеграция, адаптация, индивидуализация.
22. К механизмам социализации относятся:
а) идентификация;
б) мотивация;
в) подражание;
г) внушение;
д) самоактуализация;
е) рефлексия;
ж) фасилитация;
з) конформность.
23. …социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
24. Приведите примеры объективных, субъективных и смешанных факторов семейного воспитания.
25. Вид семьи, который представляет нормативную модель семьи, принимаемую обществом, отраженную в культурных представлениях, религии, называется:
а) типичной семьей;
б) нормативной;
в) реальной;
г) нет правильного ответа.
26. Исходя из критерия благополучия воспитания, дайте характеристику внешнеблагополучной семье.
27. Доминирующую гиперпротекцию как стиль семейного воспитания характеризуют:
а) чрезмерная опека и мелочный контроль;
б) недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения;
в) недостаток опеки и контроля.
28. Охарактеризуйте законодательную базу осуществления семейного воспитания в РБ.
29. Наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности:
а) антропология;
б) акмеология;
в) аксиология;
г) андрогогика.
30. К фазам творчества относятся: …, созревание идеи, …, проверка идеи на практике.
31. Коллективное обсуждения творческой проблемы, в ходе которого любой участник имеет право высказать любое суждение:
а) синектика;
б) мозговой штурм.
32. Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву:
а) персонология;
б) онтопсихология;
в) психофизиология.
33. Индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью называется …
34. Соотнесите варианты типов жизни с их характеристиками:
Тип жизни | Характеристика жизненного типа |
1.«Жизнь начинается завтра» | а) личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой |
2. «Жизнь как творчество» | б) уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний |
3. «Жизнь против жизни» | в) характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности |
4.«Жизнь по правилам» | г) основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение |
5.«Жизнь есть сон» | д) личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера |
6.«Жизнь - трата времени» | е) личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя» |
7.«Жизнь как достижение» | ж) вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание |
35. Приведите примеры способов построения вариантов жизненного пути.
Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. В более поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Однако педагогика вплоть до начала XVII, продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского
Вслед за Каменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци. Ж. Ж. Руссо. Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внеслиМ. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой и др.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Беларуси Симеона Полоцкого.
По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания; Народная – существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте.
Термин "педагогика" имеет несколько значений (наука, искусство (педагогическое мастерство), учебный предмет и практика), поэтому дискуссионным вопросом является вычленение предмета педагогики. Исходя из конкретного предмета педагогики, можно выделить специфические цели, предмет, структуру и методы.
Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно устанавливая свою самостоятельность) с философией, социологией, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.
Система педагогических наук включает в себя общую, сравнительную, возрастную, специальную и другие отрасли педагогики.
Основными категориями педагогики являются воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование.
Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов.
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение.
В современной науке рассматриваются педагогические технологии как последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
Образование как категория педагогики — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры и является социокультурным феноменом, выполняя социокультурные функции.
Также выделяют с важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране. Ключевыми тенденциями современной социокультурной ситуации в мире выступают два процесса — глобализация и информационная революция.
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». На данном этапе развития общества в РБ совершается переход от традиционного общества к индустриально развитому и динамическому, важнейшей особенностью, которого является его постоянное развитие и изменение.
Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм реализуется посредством универсальной образовательной модели.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
Государственная образовательная политика Республики Беларусь опирается на ряд принципов, образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности.
Большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее время.
Развитие как категория науки рассматривается как процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.Личностное развитие продолжается всю жизнь, хотя его направление, интенсивность и качество могут изменяться. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/ регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности.
Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Существует ряд факторов, от которых зависит эффективность воспитания. Чтобы оценить, достигло ли воспитание поставленных целей, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Социальная среда — это окружающий человека социальный мир включающий в себя условия развития, существования и деятельно людей.
Социализация — процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.
Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность и др.
Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности.
• Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.
Семья - социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
Семья играет свойственные только ей специфические функции; семейное воспитание имеет свои особенности, характерное содержание и принципы. Факторы семейного воспитания: объективные, смешанные, субъективные.
Выделяют различные виды семьи. Также существуют различные типы семейного воспитания и родительского отношения, среди которых встречаются как позитивно, так и негативно воздействующие на становление личности ребенка и складывающиеся семейные взаимоотношения.
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка. Т.о., существование семьи как социального института имеет правовые основы.
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.
Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Механизмами личностного ростаявляются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.
Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе.
Высшей формой человеческой жизнедеятельности является творчество, оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.
Становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.
Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни.
Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути.
В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т. е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
1. Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии.
2. Методология и методы психологии. Классификация методов и их характеристика.
3. Развитие психики в онтогенезе и в филогенезе.
4. Нейрофизиологические механизмы психики. Локализация высших психических функций.
5. Сознание и бессознательное. Взаимосвязь бессознательного, подсознательного и сознательного в психике человека.
6. Понятие деятельности, единство сознания и деятельности. Структура деятельности.
7. Основные виды деятельности и их характеристика.
8. Ощущения, их классификация. Свойства и закономерности ощущений.
9. Восприятие, его виды. Свойства восприятия.
10. Понятие внимания. Теории внимания.
11. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.
12. Понятие о памяти. Теории памяти.
13. Классификация видов памяти. Процессы памяти и её индивидуальные особенности.
14. Законы памяти. Использование мнемотехнических приёмов для эффективного запоминания.
15. Мышление как высший познавательный процесс. Виды и формы мышления.
16. Мышление как процесс. Умственные операции.
17. Речь как инструмент мышления и средство общения.
18. Понятие интеллекта, его виды. Факторы развития интеллекта у детей.
19. Понятие о воображении и его функциях. Виды воображения. Приёмы творческой деятельности и фантазии.
20. Психические состояния и их классификация.
21. Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Классификация эмоциональных состояний.
22. Понятие о воле. Основные признаки воли.
23. .Структура волевого действия. Волевые свойства личности и их развитие.
24. Понятие темперамента. Типы темперамента и их характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
25. Понятие о характере. Структура характера.
26. Акцентуации характера. Психопатии. Воспитание и самовоспитание характера.
27. Понятие о способностях. Признаки наличия способностей. Виды способностей.
28. Проблема наследования способностей. Роль социальных условий в развитии способностей. Способности и задатки.
29. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность. Развитие способностей.
30. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
31. Понятие личности. Индивид, субъект, индивидуальность, личность. Структура личности.
32. Направленность личности.
33. Самосознание личности и ее жизненный путь.
34. Я-концепция личности.
35. Психологическая защита и ее виды.
36. Понятие внутриличностного конфликта, его виды и причины. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
37. Понятия мотива и мотивации, её виды. Теории мотивации.
38. Мотивационная сфера личности.
39. Ценностные ориентации и мотивация личности.
40. Возрастные кризисы личности
41. Понятие о группе. Виды групп. Виды малых групп. Понятие коллектива.
42. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.
43. Социальный статус и социальная роль индивида в группе
44. Феномены групповой жизнедеятельности.
45. Руководство и лидерство в малой группе. Теории лидерства.
46. Личностные особенности руководителя. Власть и авторитет руководителя., их виды.
47. Индивидуальная управленческая концепция и индивидуальный стиль деятельности руководителя. Эффективность руководства и её критерии.
48. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения.
49. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и возможности их преодоления.
50. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.
51. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия. Самоподача и её виды.
52. Межличностные отношения в малой группе, их виды[4].
53. Понятие конфликта. Виды конфликтов и их особенности.
54. Способы управления конфликтными ситуациями.
55. Арбитраж и посредничество как модели управления конфликтами.
56. Педагогика как наука: предмет, задачи, значение, методы, связи с другими науками.
57. Современные педагогические технологии.
58. Образование как способ социализации человека, социокультурные функции образования.
59. Современное состояние образования в мире. Мировые образовательные тенденции
60. Современное состояние образования в Республике Беларусь. Тенденции в развитии средней школы и высшего образования.
61. Понятие развития, его условия и факторы. Ускоренное и замедленное развитие.
62. Наследственность как фактор развития.
63. Воспитание как фактор развития. Методы, приёмы и средства воспитания.
64. Социальная среда и социализация личности.
65. Понятие и функции семьи. Общая характеристика семейного воспитания.
66. Типы семей и особенности их влияния на воспитание детей. Модели неправильного семейного воспитания.
67. Правовые основы семейного воспитания.
68. Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.
69. Творческий потенциал личности и его развитие.
70. Жизненный путь как программирование и творчество.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ
Адаптация– приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям среды.
Акцентуация характера– чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы.
Амнезия – нарушения памяти.
Анкетирование – это письменный опрос, при котором испытуемым самостоятельно заполняется анкета.
Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений).
Аттракция- процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некое качество отношения. Выделяют три уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в состоянии внутренних органов.
Бессознательное – явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются,
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.
Взаимодействие ощущений – изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального.
Внушение (суггестия) – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу.Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Генотип– прирожденный тип нервной системы.
Гипотеза – научное предположение о структуре изучаемого явления, характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи.
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры).
Движение социальное – достаточно организованное единство людей, ставящее перед собой определённуюцель, как правило, связанную с изменением социальной действительности Действие– часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Динамический стереотип – система реакций на определённые комплексы раздражителей.
<