Лекция 13. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса.

13.1. Понятие семьи как социального института. Функции семьи.

13.2. Общая характеристика семейного воспитания.

13.3. Виды семей. Деформации семьи.

13.4. Типы неправильного семейного воспитания.

13.5. Правовые основы семейного воспитания.

Понятие семьи как социального института.

Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

Семья - основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными привязанностями по отношению друг к другу.

• Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Функции семьи:

• Воспитательная – удовлетворяет потребность в отцовстве и чувство материнства; удовлетворяется потребность самореализации в детях. Главная задача функции – социализация ребенка.

• Сексуально-эротическая — раньше главным здесь считалось исключительно деторождение; сейчас – удовлетворение сексуально-эротических потребностей, регулирование полового поведения семьи, обеспечение биологического воспроизводства общества.

• Хозяйственно-бытовая – удовлетворяет материальные потребности членов семьи, обеспечивается состояние здоровья и физических сил. Главная задача – создание комфорта для каждого члена семьи.

• Эмоциональная – удовлетворяет симпатии, уважение, признание, психологическая поддержка и защита.

• Духовное или культурное общение – удовлетворение потребности совместного проведения досуга, развитие духовности супругов и ребенка.

• Функция первичного социального контроля – обеспечение соблюдения социальных норм членами семьи.

Общая характеристика семейного воспитания

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Факторы семейного воспитания

• Объективные:

• -– макросреда (экономика, культура общества, социальная защищенность).

• – микросреда (условия семьи, типы отношений между супругами, между родителями и детьми, образовательно-культурный уровень родителей, мировоззрение, стиль воспитания).

• – сомато-психические (наследственность, тип темперамента, пренатальное и постнатальное развитие, состояние здоровья в младенчестве).

• 2. Смешанные – раскрывается в характеристиках общения и специфике взаимоотношения ребенка с другими людьми.

• 3. Субъективные – развитие мотивационно-потребностной сферы, особенности формирования сознания и самосознания, поведенческий стиль.

Виды семей

• Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

• Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

• Идеальная – нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в культурных представлениях, религии.

• Элементарная – состоящая из 3-х членов (муж, жена, ребенок).

• Полная и неполная семья характеризуется наличием или отсутствием детей.

• Опекунские семьи, в которых взрослые, согласно решению соответствующих органов, числятся опекунами над несовершеннолетними детьми.

• Отцовская или материнская семья, где есть только один из родителей, постоянно занимающийся уходом и воспитанием ребенка.

• Семьи – SOS – неблагополучные семьи (алкоголики, наркоманы), в которых затруднено полноценное развитие и воспитание детей.

• Семейный детский дом – семьи, в которых наряду с родными детьми воспитывается несколько приемных детей.

• Моногамная семья: однопоколенная (супруги), 2-хпоколенная или нуклеарная (супруги и ребенок (дети)), многопоколенная.

• Смешанная семья, в которой воспитываются дети от разных браков).

• Альтернативные семьи (современный гражданский брак).

• По качеству воспитания: благополучная, неблагополучная, внешнеблагополучная.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Выделяют два типа деформации семьи: структурная и психологическая.

• Структура – состав и число членов семьи; структурная деформация обычно связана с отсутствием одного из родителей.

• Психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок.

Наши рекомендации