Семинар 23. Особенности развития социально-педагогической
Теории и практики в 60 – 80-е гг. ХХ в.
Вопросы:
1. Усиление социальной функции образовательных учреждений.
2. Определение школы как центра воспитательной работы в микрорайоне
3. Обострение проблемы социального сиротства детей.
4. Социально-педагогическая деятельность специализированных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.
5.Разработка концепции детского коллектива как социально-педагогического феномена.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 211-219.
2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - Лекции 15, 18, 19.
дополнительная
1. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. – М., 1994. – 123 с.
2. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы детского коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин. – М.: Знание, 1998. – 96 с.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998.
4. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 1980. – 132 с.
5. Петровский, А.В. Быть личностью [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Знание, 2001. – 127 с.
Семинар 24. Основные тенденции развития
Социальной педагогики в России на рубеже XX – XXI вв.
Вопросы:
1.Основные направления развития современной социально-педагогической теории в России конца ХХ – начала ХХI вв.
2.Основные направления развития современной социально-педагогической практики в России конца ХХ – начала ХХI вв.
3. Система подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности в России.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 219-232.
2. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М., 2000. Лекции 16-21.
3. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. – М., 2001. – 325 с.
4. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - Лекции 1 - 3.
дополнительная
1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. - Гл. 17-18.
2. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика [Текст] / Ф.А. Мустаева. – М., 2003. – 147 с.
Тематика курсовых работ
1. Становление государственной системы призрения детей в России (18 – первая половина 19 вв.).
2. Развитие общественно-государственной системы детского призрения во второй половине 18 – первой половине 19 вв.
3. Реформирование российской системы детского призрения на основе в условиях земского и городского самоуправления во второй половине 19 – в начале 20 вв.
4. Эволюция и современное состояние практики социальной защиты детства в США.
5. Эволюция и современное состояние практики социальной защиты детства в Германии.
Тематика рефератов
1. Социально-педагогические идеи К.Д. Ушинского.
2. Взгляды на социальное воспитание молодежи Н.И. Пирогова.
3. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н. Добролюбов о целях и содержании социального воспитания подрастающего поколения.
4. Социально-педагогические взгляды Л.Н. Толстого.
5. Социально-педагогические идеи П.Ф. Лесгафта.
6. Развитие идеи социального воспитания детей и молодежи в педагогической теории П.П. Блонского, В.Т. Кащенко.
7. Развитие идеи социального воспитания детей и молодежи в педагогической практике К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого.
8. Развитие социальной теории «педагогики среды» в практике В.Н. Сороки-Росинского.
9. Развитие идеи социального воспитания детей и молодежи в педагогической теории и практике А.С. Макаренко.
10. Восстановление в 60-70 гг. идеи социального воспитания в педагогической теории и практике Л.И. Новиковой, В.В. Караковского, В.Г. Бочаровой.
11. Развитие теории социальной педагогики в конце ХХ века в трудах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрика
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. – 256 с.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 544 с.
Дополнительная
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст] / И.Н. Андреева. - М., 2000.
2. Антология социальной работы. – М., 1997. Т. 1, 2.
3. Бадя, Л.В. Исторический опыт благотворительности в России [Текст] / Л.В. Бадя. – М., 1998. -249 с.
4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - 440 с.
5. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - 192 с.
6. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть II. - 304 c.
6. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
7. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – 255 с.
8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 324 с.
9. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998.
10.Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 416 с.
11.Фирсов, М.В. История социальной работы в России [Текст] / М.В. Фирсов. – М. 1999. – 56 с.
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины