Семинар 16. Социально-педагогический аспект движения
«Новые школы»
Вопросы:
1. Факторы, философские, социологические психологические основания общественно-педагогического движения «Новые школы».
2. Комплекс педагогических идей (теоретических и практических), лежащих в основе движения.
3. Социально-педагогические функции «новых школ».
4. Принципы образовательной деятельности «новых школ».
5. Влияние теоретического и практического опыта движения «новые школы» на развитие и реализацию социально-педагогических функций современной школой.
Литература
Обязательная
1. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
дополнительная
1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003. – 159 с.
2. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 191-198.
Раздел Y.Социальное воспитание и социально-педагогическая
Мысль в России в IХ –ХIХ вв.
Семинар 17. Развитие воспитания у восточных славян,
В Киевской Руси и Русском государстве (IX - XYII вв.)
Вопросы:
1. Забота о детях в истории России: анализ исторических документов.
2. Литературные памятники о воспитании детей в семье («Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»).
3. Содержание воспитательной работы в домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 110 - 116.47 – 51.
2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 86 – 103.
3. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 328-340.
дополнительная
1. Антология педагогической мысли в России с древнейших времен до XYIII века. – М.,1985.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIY – XYII вв./ Составитель С.Д. Бабишин, Б Б.Н. Митюров. – М., 1995.
3. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
Семинар 18. Развитие ведущих идей и направлений
В российской социальной педагогике XIX в.
Вопросы:
1. Особенности социального воспитания в России в 19 веке как предпосылки развития социальной педагогики. Реформы XIX века в области детской благотворительности.
2. Семейное воспитание и домашнее образование детей в 19 веке.
3. Переход к системе рационального призрения в конце XIX – начале XX века.
4. Социально-педагогические воззрения Н.И. Пирогова и их роль для развития социальной педагогики в России.
5. Значение идей В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, А.И. Герцена о целях общественного воспитания для становления социально-педагогической теории.
6. Социально-педагогические позиции Н.А Добролюбова и Н.Г. Чернышевского в вопросе о целях социального воспитания, формировании общественного идеала «нового человека».
7. Социально-педагогическое значение идей К.Д. Ушинского о воспитании детей.
8. Содержание народного воспитания в понимании Л.Н. Толстого.
9. П.Ф. Лесгафт о роли семейного воспитания.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 116-124, 148-149, 150-151.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 201-284.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 104-125, 133-154, 179-183.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 19-20.
2. История педагогики и образования: [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Академия, 2001. – 321 с.
Семинар 19. Особенности развития социального
Воспитания в России в начале ХХ века
Вопросы:
1. Предпосылки развития теории и практики социального воспитания в России конца ХIХ – начала ХХ века.
2. Научно-педагогическая деятельность П.П. Блонского в разработке социально-педагогических аспектов деятельности школы.
3. В.П. Вахтеров о сущности воспитания как «приспособления ребенка к среде и среды к потребностям ребенка».
4. Развитие педагогической идеи «свободного воспитания» в теории и практике К.Н. Вентцеля.
5. П.Ф. Каптерев о целях общественного воспитания.
6. Социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.
7. Социально-педагогическая направленность детского движения скаутизма в России.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 124-126, 131-140.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-422.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 183-208.
дополнительная
1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 19-20.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 230-252.
Раздел YI.Теория и практика социального воспитания в России в период
С 1917 по 1990 гг.