Социально-педагогический проект Р. Оуэна
Модель идеального общества Роберта Оуэна существенно отличается от других проектов: так, например, он ставил перед социальным воспитанием задачу создания «рабочего класса, деятельного и вооруженного полезными знаниями». В то же время в ней содержится и много общего: ликвидация частной собственности, социальное равенство, соединение теоретических знаний с практическими умениями и т.д.
В 1800 г. стал совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где провел филантропические реформы, облегчившие условия труда и жизни рабочих.
В 1815 г. выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязательное школьное обучение.
В 1816 г. открыл в Нью-Ланарке воспитательно-образовательный комплекс «Институт формирования характера», куда входили:
– школа для маленьких детей 1-6 лет (ясли 1-3 года, детский сад 4-6 лет);
– дневная школа для детей 6-10 лет;
– вечерняя школа для подростков 10-17 лет, работающих на фабрике;
– вечерние консультации для взрослого населения.
В 1818 г. посетил Швейцарию, где познакомился с И.Ф. Оберлином, И.Г. Песталоцци, Ф.Э. Фелленбергом. В начале 1820-х гг. управление предприятием и институтом перешло в руки компаньонов, не разделявших его педагогических и социальных взглядов. Оуэн продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистических колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.
Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Приписывал все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнических отношений, неравенству, религиозному догматизму, невежеству. Оуэн связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества.
Путь к социализму видел в мирном введении коммунистических принципов, воплощенных в общинах – «сельскохозяйственных и промышленных поселках сотрудничества». Частью коммунистического обновления мира считал реформу системы образования.
Педагогические воззрения изложил в книге «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера».
Систематическое воспитание должно начинаться в младенчестве. Врожденные задатки неодинаковы, но с помощью продуманных педагогических мер можно развить требуемые способности и наклонности.
Не отрицая роли семьи, Оуэн настаивал на совместном, равном для обоих полов общественном воспитании, исключающем всякую проповедь религиозных догм. Дошкольное воспитание (1-6 лет) призвано заложить основы физического здоровья и нравственных принципов, пробудить в ребенке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, основными видами трудовой деятельности.
С пятилетнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремеслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретенные знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.
Особое значение Оуэн придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, которые лучше других закаляют ребенка, приучают к дисциплине. Наряду с познавательными играми эти занятия составляли основу школьной программы от 6 до 17 лет.
Задачу обучения видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, основное внимание уделял методам преподавания. Ребенка следует знакомить только с реальными фактами или «осязаемыми знаками», применять главным образом наглядные формы обучения, которые, по мнению Оуэна, исключают усвоение неверных или субъективных представлений.
Использование книг в учебном процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у которых уже прочно сформировалось «рациональное мировоззрение, критическое отношение к суевериям и предрассудкам».
Учитель, по мнению Оуэна, должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников, от учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений Оуэн считал недопустимыми, так как они порождают гордыню или озлобленность.
Повышенное внимание может уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей младшего возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах Оуэн охотно прибегал к Белл-Ланкастерской системе обучения.
Важнейшие учебные предметы: математика, химия, естественная история, другие «полезные» науки, имеющие прямую связь с производительной деятельностью общин. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось в системе Оуэна к назидательным примерам, доказывающим неразумность прежнего уклада жизни.
Процесс воспитания и обучения должен охватывать, по Оуэну, и взрослых членов общин. Разумно организованный досуг, предусматривающий лекции по научным и социальным вопросам, эстетическое воспитание, призван способствовать укреплению привитых ранее нравственных устоев и убеждений.
Идеи утопического социализма Оуэна получили широкое распространение в Великобритании в XIX в., оказали влияние на общественную мысль, социалистическое движение, на педагогические учения, в том числе на требования реформы народного образования, выдвигавшиеся чартистами.
В XVII в. возникают концепции, в которых общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
В XVIII-XIX вв. идея общественного, а не индивидуального воспитания, которое готовило бы человека к жизни в реальном социуме, получала все большее развитие. Кроме того, она приобрела и чисто прагматический аспект. В частности, утверждалось, что хорошее профессиональное обучение как условие успешной социальной жизни можно получить только в государственных и общественных учебных заведениях.
Педагоги отмечали возросшую социальную функцию школы и воспитания, выступали за создание государственной системы школьного образования, отстаивали право на образование всех общественных слоев.
Контрольные вопросы
1. Какова роль воспитания в становлении и развитии личности по Дж. Локку?
2. Что новаторского привнесено в решение проблем умственного, физического и нравственного воспитания Дж. Локком?
3. В чем особенности взглядов К.А. Гельвеция?
4. Сравните взгляды К.А. Гельвеция и Д. Дидро на воспитание.
5. В чем особенность социально-философских позиций Ж.-Ж. Руссо?
6. Почему Ж.-Ж. Руссо противопоставлял человеческое и гражданское воспитание?
7. Докажите, что социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци имела системный характер?
8. В чем состоит значимость идей и практической работы И.Г. Песталоцци для современной социальной педагогики?
9. В чем социально-педагогическая сущность принципа культуросообразности в работах А. Дистервега?
10. Почему мы относим А. Дистервега к числу основателей социальной педагогики за рубежом?
11. Охарактеризуйте социально-философские взгляды Р. Оуэна.
12. Расскажите о социально-педагогической деятельности Р. Оуэна.
Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.98-102, 123-129, 146-149.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.179-180, 182-195, 232-235, 238-239.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.101-157, 231-238.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.206-221, 281-290, 306-316.
5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.119-149, 160-182.
6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.80-95, 101-149, 163-200.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.39-58, 64-75, 85-96.
8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.35-63.
9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.163-194, 203-264, 276-323, 353-430.