Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо
Философские и социально-политические взгляды определили педагогические воззрения Жан-Жака Руссо, в основе которых лежит идея естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Системно педагогические идеи изложены им в романе «Эмиль, или О воспитании».
Основными принципами педагогической концепции Руссо являются: гуманизм, естественность, последовательность, полезность и доступность.
Герой романа помещен в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем, они изолированы (свободны) от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «свободное воспитание» ребенка. Воспитание должно быть естественным, т.е. природосообразным, и происходить в изоляции от испорченного и развращенного общества, наедине с природой и наставником. Главное искусство наставника – ничего не навязывать ребенку, не заставлять, а тем более принуждать его что-то делать против желания и воли. Основное условие правильного развития ребенка – самостоятельное накопление личного опыта через наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения.
Руссо создает оригинальную периодизацию: от рождения до 2 лет; от 2 до 12; от 12 до 15 и от 15 до совершеннолетия. Естественным проблемам развития каждого периода посвящена отдельная книга романа (физическому, развитию органов чувств, умственному и трудовому, нравственному), а пятая – воспитанию женщины.
Цель воспитания – свободный человек, а главная задача – научить «жить – вот ремесло», к которому следует готовить ребенка.
Ж.-Ж. Руссо противопоставлял «общественное» (социальное) воспитанию естественному (человеческому). Гражданское общество виделось ему обществом несправедливым, уродующим «естественного» человека и вносящим несправедливость в отношения между людьми. Общественное воспитание, по его мнению, направлено на упрочение этой несправедливости, так как должно «изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное». Философ противопоставлял понятия «человек» и «гражданин»: можно быть или человеком – результат естественного (природосообразного) воспитания, или гражданином – результат общественного воспитания. Идеальным для мыслителя был не «общественный», а «естественный» строй, где «все люди равны» и «общее звание их – быть человеком». Задачей образования становится не подготовка ребенка к выполнению определенных социальных ролей, а прежде всего помощь ему в становлении как личности. Если это условие будет достигнуто, то человек может выбрать себе любую профессию или занимать любую должность.
Основное условие успеха воспитания – наставник: «...прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми». Воспитатель должен быть образцом, которому ребенок будет следовать. Его авторитет «никогда не будет достаточным, если он не основан на уважении к добродетели».
4. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци
Иоганна Генриха Песталоцци по праву считают одним из первых представителей социального направления в педагогике. Активно стремился отыскать пути улучшения жизни народа, а точнее, самых низших слоев населения, хотел добиться общественной справедливости. Основным средством преобразования общества на разумных и справедливых началах он считал воспитание.
В системе социально-педагогической деятельности Песталоцци, основным элементом была цель: социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Основным средством для достижения цели являлась правильная организация воспитательной работы, способная привести к изменению существующей системы народного образования, к ее усовершенствованию, а через это к изменению всего общества.
Принципы педагогики Песталоцци:
– природосообразности («сообразность воспитания с природой») Воспитание, по его мнению, должно осуществляться сообразно с естественным (природным) ходом развития ребенка;
– социальной обусловленности развития человека. Основа духовного совершенства заложена в самом человеке, но развивается он не как индивидуум в обособленности от человечества, а как член социального целого;
– самопомощи человека в собственном становлении как личности (саморазвитие сил человека). Педагог хотел помочь крестьянам приспособиться к условиям жизни таким образом, чтобы они могли оказывать себе социально-педагогическую поддержку путем самопомощи;
– связи воспитания с жизнью, трудом. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям те знания и умения, которые возместят им бедность.
Основные структурные элементысистемы социально-педагогической деятельности Песталоцци имеют ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести:
1. Особенности объекта воспитания (воспитанника) – среда беднейших детей в стране.
2. Особенности воспитательного учреждения. Детские учреждения были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников. Полагал, что общественное воспитание должно подражать домашнему, а школьное обучение должно быть основано на принципах семейных отношений. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку.
3. Особенности субъекта воспитания (воспитателя, учителя, наставника). Педагог детского учреждения обязан обладать определенным набором необходимых знаний, умений и навыков. У него должны быть развиты три типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Для наиболее эффективной социально-педагогической деятельности в детских учреждениях воспитателей следует набирать преимущественно из среды бедняков.
5. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег внес неоценимый вклад в развитие социально-педагогического направления в педагогике. Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» (1898 г.), что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.