Организация рабочего места оператора ЭВМ.
Рабочее место - это оснащенное техническими средствами (средствами отображения информации, органами управления, вспомогательным оборудованием) производство, где осуществляется деятельность исполнителя. Организацией рабочего места называется система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и размещению их в определенном порядке.
По условиям работы рабочее место оператора ЭВМ относится к индивидуальному рабочему месту для работы сидя. Производственная деятельность оператора ЭВМ, заставляет его продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в подвижности и активной физической деятельности. При выполнении работы сидя большую роль играет плечевой пояс. Перемещение рук в пространстве влияет не только на работу мышц плечевого пояса и спины, но и на положение позвоночника, таза и даже ног. Следовательно правильная организация рабочего места играет большую роль для сохранения и поднятия работоспособности оператора ЭВМ.
Рабочее помещение. Естественное освещение в рабочем помещении осуществляется через окно, расположенное слева от рабочего места и оснащенное занавесками. Помещение оснащено системами отопления и кондиционирования, также имеется огнетушитель ОУ-2 (углекислотный вместимостью 2л). Площадь помещения равна 11,2 м2 (4м * 2,8м). Объем помещения равен 33,6 м3 (4м* 2,8м*3м).
В соответствии с СанПиН 2.2.2.542 – 96 [24] рабочие места с ЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева; оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.; помещения с ЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно - вытяжной вентиляций; помещения с ЭВМ должны быть оснащены углекислотными огнетушителями; площадь на одно рабочее место с ЭВМ должна составлять не менее 6 м2, а объем - не менее 20 м3.
Основными элементами рабочего места оператора ЭВМ является рабочее кресло, рабочий стол, экран дисплея и клавиатура.
Рабочее кресло подъемно - поворотное и регулируемое по высоте и углам наклона спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья.
В соответствии с СанПиН 2.2.2.542 – 96 [25]:
Рабочее кресло должно соответствовать следующим требуемым параметрам:
- регулировка высоты поверхности сиденья должна быть в пределах 400 - 550 мм и углов наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
- высота опорной поверхности спинки должна быть 300 ± 20 мм;
- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 ± 30 градусов;
- регулировка расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;
- регулировка подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм;
Рабочий стол должен соответствовать следующим требуемым параметрам:
- высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
- рабочий стол должен иметь пространство для ног глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650мм;
Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;
Рабочее место должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
Принятие данных мер позволяет повысить работоспособность оператора ЭВМ.
Для повышения работоспособности можно также использовать такие средства, как: смена способов работы. Например, обучение оператора производится с таким расчетом, чтобы он мог овладеть несколькими способами выполнения той или иной операции. Чередование труда и отдыха. В психологии и физиологии труда установлено, что эффективность труда повышается в том случае, если в течение смены устраивать короткие паузы. Наиболее эффективными являются перерывы, устраиваемые не тогда, когда начинает уменьшаться производительность труда, а при появлении нерегулярности и вариантности действий. Сюда же относится вопрос об активизации отдыха (о производственной гимнастике, о смене рабочих мест, о функциональной музыке и др.)
Пожарная безопасность
Пожар - это неконтролируемое горение (химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением тепла и света) вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Опасными факторами пожаров являются:
- пламя, искры характеризующиеся количеством теплового потока на единицу поверхности;
- повышенная температура; человек начинает ощущать боль от теплового воздействия при температуре поверхности более 45 С;
- повышенная концентрация СО + другие токсичные продукты горения; концентрация до 3 % может привести к потери сознания, до 10 % - смерть;
- пониженная концентрация кислорода в воздухе с 17 % - головокружение, с 13 % - головные боли, с 9 % - потеря сознания, с 6 % - смерть.
Пожарная безопасность– это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.
Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожара и пожарной защиты. Система предотвращения пожара включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Пожарная защита - меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.
Пожар в рабочем помещении оператора ПЭВМ может привести к очень неблагоприятным последствиям (потеря ценной информации, порча имущества, гибель людей и т.д.), поэтому предлагается: выявить и устранить все причины возникновения пожара; разработать план мер по ликвидации пожара в здании; план эвакуации людей из здания.
В рабочем помещении оператора ПЭВМ нет легко воспламеняющихся, самовозгорающихся и взрывчатых веществ, мощных электроустановок и искрящегося оборудования, механизмов с движущимися частями, износ и коррозия которых могли бы привести к пожару.
Возможными источниками воспламенения могут быть:
- неисправное электрооборудование, неисправности в электропроводке, электрических розетках и выключателях. Для исключения возникновения пожара по этим причинам предлагается вовремя выявлять и устранять неисправности, проводить плановый осмотр и своевременно устранять все неисправности;
- попадание в здание молнии. В летний период во время грозы возможно попадание молнии вследствие чего возможен пожар. Во избежание этого рекомендуется установить на крыше здания молниеотвод;
- несоблюдение мер пожарной безопасности и курение в помещении также может привести к пожару. Для устранения возгорания в результате курения в рабочем помещении предлагается категорически запретить курение, а разрешить только в строго отведенном для этого месте.
В целях предотвращения пожара предлагается проводить с операторами, работающими в помещении, противопожарный инструктаж, на котором ознакомить операторов с правилами противопожарной безопасности, а также обучить использованию первичных средств пожаротушения.
Система противопожарной защиты обеспечивается:
- применением первичных средств пожаротушения. Рабочее помещение оператора ПЭВМ оборудовано одним огнетушителем ОУ-2 (углекислотный вместимостью 2 л), в коридоре этажа здания имеется два углекислотных огнетушителя ОУ-5 и ОУ-8 (углекислотные вместимостью соответственно 5 и 8 л);
- применением автоматической пожарной сигнализации.
Основные элементы пожарной сигнализации:
- тепловые датчики и ручные включатели, размещенные в рабочем помещении оператора ЭВМ и в коридоре этажа здания;
- электронно-усиленный блок, обеспечивающий дистанционный контроль за состоянием датчиков;
- исполнительный блок, с помощью которого включается блок сигнализации.
Система оповещения о пожаре имеет следующие оповещатели:
- звуковой (сирена);
- световой (световые оповещатели “Выход”).
В рабочем помещении количество средств пожаротушения соответствует нормам. Применение углекислотных огнетушителей обусловлено следующим. Углекислота является эффективным химическим средством пожаротушения. При быстром испарении углекислоты образуется снегообразная масса, которая, будучи направлена в зону пожара, снижает концентрацию кислорода и охлаждает горящее вещество. Огнетушители с таким составом предназначены для тушения небольших очагов пожара, применяются в закрытых помещениях и могут быть использованы в электроустановках, находящихся под напряжением, вследствие низкой электропроводности углекислоты.
В соответствии с НПБ-110-03 [26] для общественных зданий, предусматривающих эксплуатацию ПЭВМ, необходима установка автоматической пожарной сигнализации.
В соответствии НПБ-104-03 [27] для общественных зданий, предусматривающих эксплуатацию ПЭВМ, система оповещения о пожаре должна соответствовать третьему типу и иметь следующие оповещатели:
- речевой (передача специальных сигналов);
- световые оповещатели “Выход”.
Также допускается (не является обязательным) использование звуковых извещателей (сирена, тонированный сигнал), световых мигающих указателей и статических световых указателей направления движения.
В здании рабочего помещения не используется речевой оповещатель. Следовательно необходимо принятие соответствующих мер по модернизации системы оповещения.
В случае возникновения пожара необходимо при возможности отключить электропитание, вызвать по телефону пожарную команду, эвакуировать людей из помещения согласно плану эвакуации, и при возможности приступить к ликвидации пожара огнетушителями. При наличии небольшого очага пламени можно воспользоваться подручными средствами с целью прекращения доступа воздуха к объекту возгорания.
ВЫВОД
В результате выполнения дипломной работы мною были получены теоретические и практические знания о построении автоматизированных обучающих систем. Какими характеристиками должна обладать АОС, в чем их положительные и отрицательные стороны. Было изучено, как и где лучше применять АОС.
На основе анализа научно-методических источников выявлены современные концепции и методы построения ИКОС в целом и методы управления их работой, определены требования к системам управления интеллектуальными компьютерными обучающими системами со стороны предметной области с учетом условий работы системы. Определены достоинства и недостатки существующих систем.
Был изучен материал по внедрению АОС и способу его применения в школах и ВУЗах.
Показано, что современные системы компьютерного обучения адаптируют алгоритмическое и программное обеспечение только к классу учебных материалов, а не непосредственно к конкретной теме, разделу предметной области. Что затрудняет выбор новой обучающей процедуры на каждом шаге процесса обучения и не дает возможности гибкой смены обучающих стратегий в зависимости от изменения ситуации обучения, усталости обучаемого, различных отвлекающих факторов и т. п.
Получен практический опыт по проектированию обучающей системы, в том числе практический опыт по созданию справочной АОС, с использованием видео уроков, и обучающей системы с контролем знаний в виде приложения для Windows.
Рассмотрены проблемы обучения слабослышащих студентов, а также решения этих проблем на практике, при создании видео уроков для справочной системы для слабослышащих.
К основным результатам работы можно отнести следующие:
1. Проведен анализ существующих автоматизированных обучающих систем. Показана необходимость ориентации АОС на использование мультимедийных технологий, при обучении.
2. Предложен способ построения полнофункциональных АОС с открытой архитектурой, применение которого обеспечивает:
- использование вычислительных ресурсов сети для выполнения функций обучающей системы;
- осуществление адаптивного управления над процессом обучения на основе знаний о предметной области и об обучаемом;
- использование в обучающих системах произвольных методик преподавания и контроля знаний.
3. На основе разработанных методов создан проект АОС для слабослышащих с контролем знаний в виде тестов.
Результат работы можно применить в дальнейшем при проектировании и создании автоматизированных обучающих систем.